0

Сравнение

VIP Club

Акустические системы $600-760

Автор статьи: Бельский Николай
21.12.2006 7333 0
Ценовая категория $600-760
AAD S-1
Acoustic Energy Aelite 2
ASW Opus M
Audiovector K1 Super
Boston VR-М50
Canton Ergo 602
Castle Richmond 3
DALI Ikon 2
Energy RC-10 R
Epos M5
Mirage OMNI 60B-1
Paradigm Studio 20
Polk Audio FXi-5
RBH 41-SE
Spendor 3/5se
System Audio 705
Tannoy Sensys DC1
Triangle Titus Es
Vifa VR8.5S
Wharfedale EVO2-10
Чаще всего интерес потребителя к полочной (мини-мониторной) акустике стимулируется наличием у него небольшой комнаты для музыки и кино. Данное практически инвариантное (в бытовом смысле) обстоятельство выводит из зоны поиска напольные АС (мы говорим о Hi-Fi-акустике, не затрагивая области lifestyle), басу которых тесновато в скромных по объему «залах». Проблема баса, совладать с которой в условиях городских квартир бывает весьма непросто, побуждает многих размещать мониторные колонки не только в маленьких, но и в средних и даже больших комнатах. Корректирует ценовой «прицел» фактор субъективный. Владельцы упомянутой «недвижимости» - те, кто любит музыку, предъявляют повышенные требования к качеству ее воспроизведения и обладают относительным достатком, закономерно обращают внимание на слой «уже не дешевой» полочной акустики. Последний раз мы исследовали подобную продукцию более двух лет тому назад (материал «Символ музыкальной верности» об акустике за $700-1000). Пришло время сделать новый срез рынка. Нынешний тест отличается от предыдущего: мы немного снизили планку стоимости ($600-760) и взяли на испытание намного больше моделей: 20 против 14. Большее число участников при почти неизменном числе призовых вакансий породило более острую конкуренцию. С другой стороны, в формуле цена/качества более узкий ценовой диапазон моделей закономерно сделал менее значимым фактор цены и одновременно поднял важность качественного аспекта. Любая АС конструируется на основе более или менее строгого соблюдения норм Hi-Fi, но по звуку изделия отличаются - иногда значительно - друг от друга. Ценимые в аудио характер, индивидуальность, музыкальность начинают кристаллизоваться в акустической сфере при приближении к рубежу $1000 - это создало дополнительную интригу перед предстоящим тестированием. Взятый нами ценовой участок - уже не зона риска. Здесь не встретишь моделей с посредственным звуком. Производитель оснащает изделия качественными деталями: динамиками хорошего качества, добротными корпусами, зачастую в отделке шпоном и т.д. Вместе с тем можно сказать, что это еще не зона риска: расположившаяся на ценовой лестнице выше область High End требует больших вложений и не гарантирует быстрого получения желаемого результата. Итак, грядущее знакомство обещает быть очень интересным. Переворачивайте страницу и вперед!

AAD S-1 $600

AAD S-1
Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * * *
Достоинства: отлично оформленный, динамичный звук, хороший бас, универсальность
Недостатки: небольшой дефицит самых тихих деталей

Конструкция. Колонки серии S американской компании AAD располагаются ступенькой ниже референсной серии Silver, хотя дизайн у них схожий. Стенки корпуса лишены параллельных граней, позволяя минимизировать появление стоячих волн. 25-мм твитер с титановым куполом расположен за рассекателем, корректирующим диаграмму направленности. На СЧ/НЧ-диапазон работает динамик с гофрированным диффузором из композита с минеральными волокнами и снабженный мягкой подвеской. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку. Три отверстия с резьбой под винты на днище помогут надежно укрепить колонку на стойке.
Звук. Американская пара играет крупно, насыщенно, тембрально богато. Любой материал она подает сочно, широким, свободным жестом. Тональная температура теплая, но ощущения дисбаланса не возникает. Звуковой почерк характеризуется естественностью, ясностью, отчетливой деталировкой, воздушностью. Модель довольно глубоко проникает в басовые недра, причем оперирует здесь регистр весьма корректно: бас упругий, чистый, динамичный. Выразителен рисунок музыкальной сцены: материал первого плана колонка проводит с ощутимым, приятным для слуха нажимом, а детали в глубине сцены, особенно тихие, слегка вуалирует. Грамотно сконструированная модель с очень хорошим музыкальным потенциалом.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Частотная характеристика чувствительности обладает достаточно хорошей равномерностью на всем протяжении среднечастотного диапазона. Средняя неравномерность в диапазоне от 160 Гц до 1,3 кГц составляет 0,66 дБ - один из лучших показателей в тесте. После 2 кГц наблюдается заметный рост чувствительности, который может привести к окрашиванию высоких частот. Понижение чувствительности в районе 3,5 кГц, возможно, происходит на частоте раздела полос (к сожалению, производитель не указал данный параметр) и обуславливается интерференционным взаимодействием ВЧ- и НЧ/СЧ-динамиков. На графиках, снятых под углом к акустической оси, описанный провал исчезает. Колонки обладают достаточно широкой направленностью и одним из лучших КНИ в тесте. Всплеск нелинейных искажений в области 90 Гц совпадает с резонансом низкочастотного динамика. Частотная зависимость импеданса имеет характерные резонансные выбросы, поэтому к выбору усилителя надо подойти со всей ответственностью.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



AE Aelite 2 $750

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: масштабный звук, энергичный и чистый бас, отличный общий баланс
Недостатки: слегка снижена детальность в верхнем регистре

Конструкция. В серии Aelite компании Acoustic Energy представлены колонки премиум-класса, уступающие по характеристикам лишь референсным системам. AC Aelite 2 рекомендуется монтировать на стойку, и она является самой большой в тесте. Боковые стенки из 15-мм MDF загибаются к задней панели. Отлично смотрится отделка шпоном из натурального дерева. По центру передней панели располагается 25-мм твитер с шелковым куполом и неодимовым магнитом, охлаждаемый ферромагнитной жидкостью. Обрамляют ВЧ-драйвер два 110-мм СЧ/НЧ-динамика с диффузорами из легкого сплава и длинноходной подвеской. Порт фазоинвертора с пониженной турбулентностью выведен на заднюю стенку.
Звук. Англичанки звучат не по-полочному крупно, масштабно, броско. Закрыв глаза, можешь и не распознать, что играет мини-монитор. Aelite 2 демонстрирует почти напольный бас: глубокий, объемный, упругий, отлично структурированный. Программы со значимым НЧ-содержанием - оркестр, орган, электронные жанры - звучат в ее передаче эффектно, с драйвом. Великолепен вокал, особенно понравились баритональные соло. Система выпукло передает мелодические элементы произведений. ВЧ-информации немного недостает остроты и артикулированности. Играет АС красочно, открыто. Выразительна полифония тембров, линий, контрастов. В звуке много воздуха, простора, музыка течет широкой волной.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Акустическая система обладает замечательной чувствительностью - 91 дБ. АЧХ тоже радует, минимум флуктуации чувствительности, как в осевом направлении, так и под углом 30°. Эти два графика вплоть до частоты 16 кГц идут практически параллельно. Значит и диаграмма направленности у колонок достаточно широкая. Значение нижней границы на 13 Гц выше, чем частота, заявленная производителем. График КНИ удивляет. По параметру среднего КНИ в диапазоне 100 Гц - 20 кГц при уровне выходного сигнала 88 дБ Acoustic Energy делит ступень первенства с Paradigm Studio 20. Значение коэффициента нелинейных искажений составляет всего 0,15%. Отличный результат. Реакция на прямоугольный импульс очень достойная, колонки отрабатывают его практически без послезвучаний. Но нет худа без добра. Судя по зависимости импеданса от частоты, колонки являются не самой лучшей нагрузкой для усилителя. Первый резонансный максимум составляет 31,2 Ом. Задумайтесь над выбором усилителя.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



ASW Opus M $750

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень музыкальная модель, пластичный, естественный и выразительный звук
Недостатки: сравнительно неглубокий бас

Конструкция. Из трех линеек АС, выпускаемых германской компанией ASW, Opus является младшей. Эта линейка не так давно была обновлена - немного изменился дизайн и некоторые технические параметры. Нам же на тест поступил «дорестайлинговый» образец. Корпуса ASW делаются из массива дерева и имеют 16 вариантов отделки на любой вкус. Боковые стенки немного загнуты к тыльной стороне, углы аккуратно скруглены. Любопытно, что передняя защитная сетка сделана из металла. В 25-мм твитере используется шелковый купол, чуть ниже установлен СЧ/НЧ-динамик со 130-мм диффузором. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку.
Звук. Самая миниатюрная модель теста обладает сравнительно неглубоким басом, отчего картина приобретает особую легкость. Доступную часть нижнего регистра Opus M воспроизводит очень хорошо. Тональный строй естественный, с легким сдвигом вверх. В соединении с некоторой разреженностью баса это делает звук воздушным, легким, полетным. Он слегка суховатый по колориту. Очень выразительно пара передает акустическую музыку, не содержащую больших НЧ-массивов: это почти любая инструментальная и вокальная классика малых и средних исполнительских составов, джазовые ансамбли и т.п. Несмотря на формальные недостатки, модель понравится многим меломанам своим изящным, гибким, аккуратным звуком.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

АЧХ имеет достаточно ровный участок в СЧ-области. В двух верхних октавах наблюдается рост чувствительности в осевом направлении и одновременно спад на характеристиках, снятых под углами 30° и 60° к акустической оси. Акустическим системам явно не хватает баса. Это видно не только из графика АЧХ (нижняя граничная частота - 70 Гц), но и из частотной зависимости КНИ. Нелинейные искажения в области ниже 100 Гц весьма далеки от идеала. Это совсем неудивительно, ведь объем корпуса колонки составляет всего 6 дм3. Чего же еще ожидать от такой малютки? Зато в СЧ- и ВЧ-диапазонах система реабилитируется и показывает чуть ли не рекордные значения КНИ. Акустика явно тяготеет к малым уровням громкости. Средний коэффициент гармоник в пределах от 100 Гц до 20 кГц при уровне входного сигнала 82 дБ составляет всего 0,22% - первое место среди соревнующихся колонок. Характер частотной зависимости входного сопротивления заставляет задуматься о мощном усилителе.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Audiovector K1 Super $635

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: великолепно сбалансированный, пластичный, динамичный звук
Недостатки: скромный бас

Конструкция. Представленная колонкой K1 Super серия «К» - младшая из продукции Audiovector. Корпус модели акустически полностью инертный. Динамики развязаны с передней панелью, защитный гриль укреплен на магнитах. В твитере с мягким куполом используется технология LLC, улучшающая импульсную реакцию драйвера. Все это обеспечивает чистоту и динамику звука. Диффузор СЧ/НЧ-динамика выполнен плетением, к сожалению, производитель не указывает материал. Два небольших фазоинверторных отверствия располагаются между твитером и СЧ/НЧ-динамиком. Это единственная модель в тесте, у которой клеммы не позолоченные, зато хромированные.
Звук. Громкоговоритель формирует близкое, очень аккуратное и подробное звучание. Почти совершенен тональный нейтралитет этой АС. Колонки точны в передаче тембровой краски, мелкой детали. Высокий регистр отчетливый, хрустальный, без «зерна». Неглубокий, чистый, управляемый бас идеально гармонирует с другими регистрами. Звук датской пары очень воздушный. Компактна, точна по виртуальному рисунку, пронзительно ясна музыкальная сцена. Превосходен динамический потенциал. Слушатель оценит неординарную пластичность в передаче градаций громкости, как на микро-, так и на макроуровне. Колонки интересно слушать на любой громкости. Они для требовательного слушателя.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Перед нами еще один представитель «семейства малообъемников», которые соревнуются в нашем тесте. Объем корпуса равен 8 литрам, что, конечно, сильно влияет на нижнюю границу - всего 66 Гц. Зато это одна из немногих колонок в тесте, у которой частота настройки фазоинвертора совпадает с частотой, с которой акустика начинает играть. АЧХ достаточно стабильна. Только после 12 кГц графики, снятые под углами к оси решительно пошли на убыль. Показатели по неравномерности частотной характеристики чувствительности являются средними по всему тесту. В золотой середине оказались и значения КНИ в диапазоне 100 Гц – 20 кГц. А вот в басовой области коэффициент гармоник является самым высоким в тесте. По этой характеристике акустическая система - явный аутсайдер. Главным достоинством колонок является их достаточно высокая чувствительность - 90 дБ и довольно плавный характер изменения входного сопротивления в НЧ-диапазоне, так что проблем с выбором усилителя не возникнет.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Boston VR-М50 $760

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: аккуратное, выразительное звучание
Недостатки: немного схематичная передача акустических тембров

Конструкция. Модель VR-М50 (video reference monitor) относится к референсной серии, говорящей о высоком положении АС в модельном ряду компании Boston. Форма корпуса напоминает куб, что весьма необычно. При изготовлении алюминиевого купола твитера применялась технология AMD, стабилизирующая колебания. Перед твитером расположен круглый рассекатель, формирующий диаграмму направленности. 135-мм СЧ/НЧ-динамик имеет диффузор с большим ходом из полимера и штампованную алюминиевую корзину, рассчитанную на высокую мощность и помогающую отводить избыточное тепло. Круглая защитная сетка одевается только на этот динамик, придавая конструкции особый шарм.
Звук. VR-М50 продуцирует компактное, собранное, живое, гармоничное звучание, которое очень легко воспринимается на слух. Играть громко, мощно - не в характере этой модели. В производимом колонками звуке отмечается дефицит низкочастотной информации, но имеющийся бас колонка передает без нареканий. В тональном смысле образ Boston отлично сбалансирован. АС играют очень корректно, аккуратно накладывая чистые краски на звуковое полотно тонкой кистью. Покритиковать модель мы можем лишь за небольшие упрощения тембральной палитры и не всегда достаточное внимание к самым тихим деталям фонограмм. В звуке пары хорошо просматривается фронтальный рисунок сцены, ее перспектива в глубину.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Вот типичный пример средних показателей по всем измеренным характеристикам. Никаких тебе рекордов, ни пребывания в «хвосте». Ни похвалить, ни поругать просто не за что. Акустика обладает достаточно ровной АЧХ и широкой характеристикой направленности. Акустическая система начинает играть с той же частоты, которую заявил производитель, и эта частота совпадает с частотой настройки фазоинвертора (см. частотную зависимость импеданса). На частоте раздела полос наблюдается сложение НЧ- и ВЧ-составляющих сигнала. При повороте микрофона от акустической оси интерференционная картина исчезает. Изучив частотную зависимость входного сопротивления, можно сказать, что акустика является хорошей нагрузкой для большинства усилителей. А среднее значение импеданса (7,85 Ом) практически совпадает с номинальным сопротивлением системы (8 Ом), указанным в паспортных данных. Коэффициент нелинейных искажений почти всюду мал и слабо зависит от уровня выходного сигнала.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Canton Ergo 602 $690

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: энергичный, контрастный звук, оригинальный «металлический» дизайн
Недостатки: небольшая окраска в басу, микродинамические упущения

Конструкция. Среди многочисленной продукции компании Canton серия Ergo занимает далеко не последнее место. В облике АС много металла. Оригинальная отделка корпуса придает ему солидности. Металлическая защитная решетка скрывает от глаз черную бархатную переднюю панель с динамиками. 25-мм твитер с куполом из сплава алюминия и магния закрыт дополнительной металлической сеткой. Диффузор 180-мм НЧ/СЧ-динамика изготовлен из анодированного алюминия. В динамике использована пластиковая корзина, а отвод тепла улучшен, в том числе и за счет вентиляционного отверстия в магните. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку.
Звук. Благодаря ощутимому выделению верхнего баса система подает НЧ-содержание весомо, упруго, хлестко. При громком прослушивании и на пиках сигнала в басу иногда проступает несильная окраска, гулкость. Колонки не скромничают в передаче масштаба образа. Их потенциал раскрывается, когда они играют на уровнях громкости выше среднего. Слой самых тихих деталей акустика обходит своим вниманием, зато остальную информацию артикулирует просто превосходно. Весьма эффектно Ergo 602 отыгрывает плотно записанные программы, в которых зачастую держится высоко на динамическом гребне. Рисунок звуковой сцены получается у систем рельефным, даже контрастным. Такой звук может понравиться любителям энергичной современной музыки.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Очень хорошая акустическая система по всем параметрам. Обладая довольно стабильной частотной характеристикой входного сопротивления, эта колонка является неплохой нагрузкой для усилителя. Из этого же графика можно сделать вывод о совпадении нижней границы (60 Гц) с частотой настройки фазоинвертора. Система обладает не только хорошей чувствительностью - 89 дБ, но и достаточно ровной АЧХ. Показатели по неравномерности просто впечатляют. В НЧ/СЧ-области неравномерность составляет 0,42% - лучший результат! Да и во всем частотном диапазоне среднеквадратичное отклонение графика осевой чувствительности от идеальной прямой имеет минимальное значение. Характеристики, измеренные под углом к акустической оси, идут практически параллельно осевому графику, что говорит о широкой диаграмме направленности и равномерному распределению звукового поля в пространстве. КНИ в пределах нормы во всем рабочем диапазоне. Резкий рост искажений наблюдается за пределами нижней границы.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Castle Richmond 3 $600

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: хорошо сбалансированный звук, широкий динамически диапазон, превосходная отделка
Недостатки: легкая «зернистость» в звучании

Конструкция. Компания Castle наиболее ярко демонстрирует классическое английское исполнение. Это хорошо заметно в строгом дизайне корпуса, отличающемся оригинальным защитным грилем. Его форма - прямое следствие традиционного фирменного расположения высокочастотника: несимметрично под СЧ/НЧ-динамиком. Купол твитера выполнен из мягкого полиамида и имеет диаметр 19 мм. В 110-мм СЧ/НЧ-динамике используется диффузор из плетеного углеволокна. Оба динамика (кстати, разработанные самой компанией Castle), прочно закреплены в передней стенке корпуса, выполненного из 15-мм MDF.
Звук. Richmond 3 можно причислить к разряду акустических систем с аккуратным, «интеллигентным» звуком отличной «выделки». Этой модели хорошо удаются классические произведения. Натуральны, пластичны инструментальные тембры. Понравилась чуткость к тонким динамическим градациям. Отметим нейтралитет в тональной области. Динамически модель очень вынослива: даже при значительном добавлении громкости не отмечается замутнения звука, нарушения пропорций музыкальной ткани. Колонки выразительно преподносят мелодическую природу музыки. При передаче длинных тянущихся звуков прослушивается легкая зернистость в среднем и высоком регистрах. В числе достоинств модели несомненно следует упомянуть отличную отделку.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Данная миниатюрная акустическая система обладает самым высоким показателем по критерию нижняя граничная частота - 81 Гц. Но, как уже было сказано, система миниатюрная, поэтому полученное значение нижней границы вполне приемлемо для колонки такого малого объема. Если сопоставить графики КНИ и АЧХ, то можно порекомендовать прослушивание Castle вместе с хорошим сабвуфером, тогда не будет ощущаться недостаток баса. Из частотной характеристики чувствительности видна не слишком удачная работа кроссовера: хорошо прослеживается характерный провал в области раздела частотных полос на всех трех графиках. По причинам, нам неизвестным, производитель не указал частоту раздела, по нашим же лабораторным измерениям она составила 5,4 кГц. Значения коэффициента нелинейных искажений не самые лучшие по сравнению с другими участниками теста. Частотная зависимость импеданса отличается наличием характерных резонансных выбросов, максимальное значение - 25,35 Ом приходится на частоту 41 Гц.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



DALI Ikon 2 $750

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: высокий музыкальный потенциал, отличный динамический ресурс
Недостатки: появление легкой окраски в высоком регистре на повышенной громкости

Конструкция. Серия Ikon является прямым потомком отлично зарекомендовавших себя серий Euphonia и Helicon. В нее перенесены ключевые элементы этих серий, но в то же время новая серия выгодно отличается более низкой ценой. При этом АС изготавливаются вручную на заводе DALI в Дании и индивидуально тестируются. Модель Ikon 2 использует гибридный твитер, состоящий из 17х45-мм ленточного сверхвысокочастотного излучателя и 28-мм драйвера с мягким тканевым куполом. Довольно большой 165-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из древесных волокон позволяет достичь необычно низкой частоты для полочников: 42 Гц. Фазоинвертор настроен на частоту 41 Гц.
Звук. Несомненен высокий звуковой потенциал датской пары. Образ в передаче DALI хорошо оформлен во всем диапазоне. Бас не очень глубокий, но собранный, тембрально ясный, хорошо артикулированный, подвижный. Система очень бережно отслеживает рельеф (даже самый мелкий) воспроизводимых записей. Модели в полной мере присуще одно из главных качеств классного аудиокомпонента: натуральность, живость звука. Полностью отсутствует вуалирование ткани, тональная температура - идеальная. Динамика у DALI Ikon 2 - одна из лучших в тесте: колонка может и нежно шелестеть, и играть зычно, насыщенно. На высокой громкости некоторые ВЧ-детали иногда подаются слегка пронзительно.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Амплитудно-частотная характеристика этой акустической системы не самая лучшая в области низких частот. Уровень чувствительности в этом диапазоне отличается заниженными значениями. Вплоть до 2000 Гц график осевой АЧХ ведет себя достаточно ровно, далее хорошо заметна работа разделительного фильтра, и затем график начинает плавно подниматься вверх. Отметим, что при угловых измерениях провал в области работы кроссовера исчезает, зато наблюдается резкий спад характеристик после 10 кГц. Но в целом можно сказать, что колонки обладают широкой диаграммой направленности. По показателю средний коэффициент нелинейных искажений в диапазоне 100 Гц - 20 кГц (при 94 дБ) система показала результат- 0,9%, повышенный уровень громкости не приветствуется. Из графика КНИ заметен рост искажений при повышении уровня громкости выходного сигнала. Частотная характеристика входного сопротивления ведет себя достаточно стабильно, колонки будут хорошей нагрузкой для большинства усилителей.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Energy RC-10 R $615

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень музыкальная модель, отлично сбалансированный звук
Недостатки: немного снижена разборчивость в басу

Конструкция. Референсная серия «Reference Connoisseur», к которой относится тестируемая нами модель RC-10 R, лишь немногим уступает топовой серии «Veritas». Лакированная отделка корпуса оставляет приятное впечатление. Динамики на передней стенке составляют удачную композицию белых алюминиевых колец и матовой поверхности колонки. Черная защитная сетка удобно крепится на магнитах. 25-мм твитер с алюминиевым куполом немного утоплен, а перед ним помещены три вертикальных рассекателя. В 140-мм СЧ/НЧ-динамике используется кевларовый диффузор и неподвижная металлическая пуля. Порт фазоинвертора расположен на задней стенке.
Звук. Канадская пара дает довольно глубокий срез музыкального материала любой сложности. Слушая ее, сразу можно сказать: детальный, тонально ровный, в целом очень хорошо сбалансированный звук. Создаваемый Energy RC-10 R образ большой, не тяготеет к минимализму. В просторном, красочном звучании очень много красивого акустического воздуха. Басовый материал колонка подает выпукло, сочно, но по ясности материи он уступает другим частотным разделам. Музыкальные линии развиваются свободно, прослушиваются отдельно друг от друга и в гармоничном единстве. Весьма тонки интонационные связи. Точны, убедительны тембровые краски. Очень музыкальная система понравится многим слушателям.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

На амплитудно-частотной характеристике чувствительности хорошо заметен небольшой подъем в области низких частот, который может привести к легкому усилению басовых партий. Далее все три графика ведут себя довольно стабильно и отличаются малой неравномерностью на всем частотном диапазоне. АЧХ, измеренная под углом 30°, практически совпадает с осевым графиком, да и АЧХ, измеренная под углом 60°, полностью повторяет предыдущие два графика, только проходит на пару-тройку децибел пониже. Кстати, по показателю средней неравномерности (угол 30°) победила именно эта колонка - 0,91 дБ. Резких завалов амплитудно-частотной характеристики не видно. Система обладает широкой диаграммой направленности. Коэффициент нелинейных искажений мало зависит от уровня выходного сигнала, значит, система обладает незаурядной динамикой. Импеданс колонок позволяет не обращать довольно большого внимания на выбор усилителя. Прямоугольный импульс акустика передает с заметными послезвучаниями.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Epos M5 $680

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: изящный, аристократичный звук, красивая отделка
Недостатки: легкий дефицит ВЧ-деталей

Конструкция. В настоящее время компания Epos представляет всего две серии AC: ELS для небольших домашних кинотеатров и наследница лучших достижений - серия М. Скругленные края передней стенки и металлическая защитная сетка модели M5 придает колонке вид старомодной мебели, в хорошем смысле этого слова. Новый 25-мм твитер Nightingale использует анодированный золотом купол из сплава алюминия толщиной в 40 микрон. В нем применены система охлаждения ферромагнитной жидкостью и мощный неодимовый магнит. Полированный диффузор 130-мм СЧ/НЧ-динамика Lightning сделан из полимера с вкраплениями талька.
Звук. В представлении этих АС музыкальные образы обладают какой-то особенной живостью, легким, свободным и глубоким дыханием. Очень высокий музыкальный потенциал модели прослеживается при воспроизведении разной музыки, но в первую очередь, камерной классики. Звук M5 близкий, полнокровный. Изумительно тонки интонационные связи, удивительно правдивы, убедительны акустические тембры - инструментальные и вокальные. Изящна, совершенно антидискретна динамическая нюансировка на малых уровнях. Плавный спад в ВЧ-регистре не вызывает ощущения дефицита воздуха, не смазывает впечатления. Несомненно, британцы владеют своим особым ключом к музыкальной правде.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

По данным результатов измерений, колонки начинают играть с 60 Гц, что полностью совпадает со значением нижней граничной частоты, заявленной производителем. В промежутке 100 Гц - 1 кГц АЧХ показывает почти идеальную линейность. А вот после 1 кГц начинается спад на всех трех графиках, что говорит о направленности звуковых волн, излучаемых акустической системой. На частоте раздела полос, которая по нашим измерениям составила 3,8 кГц, все три кривые показывают характерный провал (около 5 дБ). Такое ослабление можно считать не очень хорошим, так как оно происходит в области порога слышимости (по кривым равной громкости). К тому же на частотной зависимости КНИ в этой точке наблюдается резкий рост искажений (до 3,7%), что вполне может быть заметно на слух. Обладая высокой чувствительностью (90 дБ) и потрясающе стабильным входным сопротивлением (лидер теста по этому показателю), представленная акустическая система послужит отличной нагрузкой для большинства усилителей.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Mirage OMNI 60B-1 $750

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: очень красивый, воздушный пространственный образ, хороший бас
Недостатки: немного ослаблена локализация источников звука

Конструкция. Похоже, компания Mirage полностью отказалась от громоздких полочников, заменив серию OMNI на модные сейчас компактные сателлиты серий OMNISAT и NANOSAT. Конструкция AC OMNI 60B-1 выполнена по технологии Omnipolar. 25-мм твитер с титаново-гибридным куполом «висит» на держателе над 165-мм СЧ/НЧ-динамиком с диффузором из полипропилена с добавлением титана. Над твитером помещен сферический отражатель, а держатель твитера образует сферический отражатель для СЧ/НЧ-динамика. Верхняя и передняя сторона колонки закрывается защитными сетками, дополняя обрубленный угол до ровного прямоугольника.
Звук. Особая воздушность, красочность музыкального образа - узнаваемая и любимая многими фирменная звуковая черта колонок Mirage семейства Omni. Пространственный рисунок сцены имеет мягкие контуры, источники локализуются в объеме чуть менее определенно по сравнению с тем, как это делают другие модели. Очень красивая, легчайшая акустическая дымка - основная особенность почерка «миражей», их главный «козырь» в противостоянии конкурентам. Великолепно встраивается в образ нижний регистр - бархатный, пластичный, чистый и довольно глубокий. Некоторая замедленность, вальяжность баса в данном случае только на пользу музыкальной выразительности. Очаровательный, музыкальный звук канадцев оценят многие.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Несмотря на измеренную величину нижней граничной частоты - 42 Гц, колонки не играют в нижнем басе. В этом можно убедиться, если взглянуть на частотную зависимость КНИ в этой области, где значения нелинейности взлетают к небесам. В остальном диапазоне значения коэффициента гармоник держатся на уровне средних по тесту, а вот ближе к верхам начинается рост искажений, если увеличить уровень входного сигнала. Система демонстрирует почти круговую диаграмму направленности. Обратите внимание, что все три графика, измеренные под разными углами к акустической оси, практически сливаются в одну кривую. Не обязательно направлять колонки на слушателя, вы можете «вертеть» их при установке как вашей душе угодно, пока добьетесь лучшей однородности звукового поля. АЧХ в высокочастотной области отличается сильной неравномерностью. Входное сопротивление довольно стабильно во всей полосе частот. Чувствительность колонок составляет всего лишь 85 дБ. Усилитель лучше выбрать с запасом по мощности.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Paradigm Studio 20 $675

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: превосходный бас, отличная динамика и высокая энергетика звука
Недостатки: легкая синтетичность звука во всем диапазоне

Конструкция. Несмотря на вызывающий современный дизайн, серия «Studio» относится к референсным продуктам компании Paradigm. Оба динамика и порт фазоинвертора установлены на заметно выступающих пластиковых панелях. 25-мм твитер с куполом S-PAL (анодированный под сатин чистый алюминий) охлаждается ферромагнитной жидкостью и оснащен теплоотводом. 178-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из полимера с частичками слюды также оснащен фирменной системой вентиляции AVS. По центру динамика установлена неподвижная металлическая пуля. Динамик также снабжен прочной теплоотводящей корзиной из штампованного под высоким давлением алюминия.
Звук. Общаясь с колонками Paradigm, ждешь проявления ими особых басовых талантов. Studio 20 не обманул ожиданий: басит система по-напольному глубоко, мускулисто и притом на удивление чисто. Лишь иногда прослушивается оторванность баса от остального диапазона. Лучшую свою форму акустика демонстрирует, когда звучит громко, мощно. Благодаря отличной макродинамике и высокой энергетике звука «двадцатка» весьма эффектно воспроизводит музыку современных стилей популярной и легкой эстрадной музыки. Великолепны рок-программы. При передаче классики отмечается слабая и ровная синтетичность звука, недостаточное внимание к микродинамическому рельефу записей.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

По чувствительности система занимает первое место среди участников теста - 92 дБ, что говорит о широком динамическом диапазоне данной акустики. Так же Paradigm лидирует и в «номинации» лучшая нижняя граница - 38 Гц. Из графика АЧХ видно легкое усиление в области баса, которое, однако, несильно сказывается на неравномерности характеристики. По этому показателю акустика является одной из лучших в тесте. Хорошо отработал разделительный фильтр - на графиках совершенно не заметен переход от НН/СЧ-полосы к высоким частотам. Колонки обладают широкой диаграммой направленности и пространственной однородностью звукового поля. Особое внимание следует уделить КНИ - он самый лучший в тесте. По измерениям КНИ в диапазоне от 100 Гц и до 20 кГц (при уровне сигнала 88 дБ) эти АС занимают первое место - 0,15%. Из графика искажений видно, что колонки предпочитают высокие и средние уровни громкости. Судя по кривой импеданса, эти акустические системы критичны к выбору усилителя.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Polk Audio FXi-5 $605

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: хорошо оформленный звук, эффектная звуковая сцена
Недостатки: немного упрощенная передача акустических тембров

Конструкция. Колонку FXi-5 сама компания Polk Audio относит к АС окружающего звучания, что несколько нестандартно для воспроизведения музыки, тем не менее имеет право на существование - ведь есть же, например, Omnipolar у Mirage. AC работает в двух режимах: биполь и диполь. В первом случае колонки располагаются сзади от слушателя (динамики работают в противофазе), а во втором - по бокам (работают в фазе). Профиль корпуса треугольный, на каждой плоскости установлен 25-мм твитер с шелковым куполом, а вот 165-мм СЧ/НЧ-динамик - только на одной. Также на плоскости без низкочастотника расположен порт ФИ и переключатель режимов работы.
Звук. Американская акустика демонстрирует хорошо сбалансированный, детальный звук. В тональном отношении он совершенно ровный. Картина богата деталями во всем диапазоне. Колонки не обнаруживают явной предрасположенности к какому-либо музыкальному материалу: выразительно, чисто, динамично воспроизводится любая музыка. На классике заметна немного упрощенная передача тембровых красок. Бас Polk Audio средней глубины, хорошего качества. Пространственное поле характеризуется замечательной однородностью; сцена эффектно виртуализирована. Благодаря своей конструкции продукт великолепно подходит для озвучивания тыловых каналов в системе домашнего кинотеатра, в компании с родной акустикой.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Если вы внимательно посмотрите на фотографию описываемой акустической системы, то поймете, почему АЧХ, измеренная под углом 0° очень сильно напоминает характеристику, снимаемую под углом 60° (измерения проводились на геометрической оси колонки). Наши измерения показали, что частота раздела полос лежит в районе 5 кГц (резкий провал на синей и зеленой кривых). В то время как производитель заявляет этот параметр равным 2300 Гц. Амплитудно-частотная характеристика обладает малой неравномерностью в диапазоне от 100 Гц до 2 кГц. Выше этой частоты неравномерность возрастает (результаты не самые лучшие в тесте). Из графика КНИ видно, что в НЧ-области акустика предпочитает средние и высокие уровни громкости. А в остальном диапазоне частот значения искажений не очень сильно зависят он уровня выходного сигнала. Частотная зависимость импеданса достаточно стабильна на протяжении всей шкалы, и особых проблем с выбором усилителя возникнуть не должно.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



RBH 41-SE $750

Звук * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * *
Достоинства: комфортное, свободное, чистое звучание
Недостатки: значительное ограничение по басу, желательно сочетать пару с сабвуфером

Конструкция. Полочник RBH 41-SE принадлежит топовой линейке «Signature Series», являясь в ней самой компактной АС. Стандартная отделка - под черное дерево, с блестящей поверхностью Nevamar на верхней и нижней стенке. А всего доступен 31 вариант разных оформлений, что не может не впечатлять. В АС используется 25-мм твитер с шелковым куполом, повышенная жесткость алюминиевого диффузора и жаропрочная каптоновая звуковая катушка 100-мм СЧ/НЧ-динамика позволяют пережить существенные перегрузки без сильного искажения звука. Порт фазоинвертора располагается на задней стенке. Поролоновая заглушка из него может быть извлечена для усиления отдачи АС на низких частотах.
Звук. Система обладает самым скромным по сравнению с конкурентами НЧ-ресурсом: ее возможности практически ограничиваются областью верхнего баса. Ввиду явного дефицит басового содержания мы рекомендуем строить на основе пары RBH трифоник (с сабвуфером). Вместе с тем, звук громкоговорителей обладает и рядом несомненных достоинств, которые связаны, в первую очередь, с передачей средне- и высокочастотной информации. Характер звучания естественный, легкий. Глубоких слоев колонки почти не затрагивают. Звук пары гармоничный, чистый и неутомительный. RBH великолепно подойдет для организации спокойного, фонового звучания.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Для такой достаточно миниатюрной колонки значение нижней границы в 74 Гц можно считать неплохой величиной. Ведь эта акустическая система не предназначена для воспроизведения НЧ-спецэффектов. Недостаточно глубокий бас подтверждается и сильно повышенным КНИ в низкочастотной области (один из самых плохих показателей в тесте), далее система «реабилитируется» и коэффициент гармоник приходит к нормальным значениям. Амплитудно-частотная характеристика плавно ползет вверх с ростом частоты, а самые высокие частоты слегка заваливаются, что придает классическую мягкость звучанию. В целом можно сказать, что колонки обладают широкой диаграммой направленности. Динамический диапазон, передаваемый системой, не самый большой, так как чувствительность системы составляет 86 дБ. Стоит подумать над выбором усилителя, потому как входное сопротивление ведет себя не самым лучшим образом (максимальное значение импеданса составляет 35 Ом, а среднеквадратичное отклонение - 6,39 Ом).
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Spendor 3/5se $720

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: высококлассный, рафинированный звук, отличный музыкальный потенциал, хороший бас, красивая отделка
Недостатки: легкий дефицит воздуха

Конструкция. Модель 3/5se наследует лучшие качества знаменитой LS3/5a и более новой модели S3/5 от Spendor. В акустических системах 3/5se используется хорошо демпфированный корпус с толстыми стенками, снижающий резонансы. 19-мм твитер Spendor-Scanspeak с мягким куполом из пропитанной ткани так же демпфирован и хорошо вентилируется. Специальный 140-мм СЧ/НЧ-динамик Spendor использует полимерный диффузор с мягким матерчатым колпачком. Закрытое акустическое оформление несколько ограничивает нижнюю рабочую частоту (90 Гц), однако основной упор в данном случае сделан на безукоризненное воспроизведение среднечастотного диапазона.
Звук. Компактная пара - для поклонников британской школы звука. Достоинства акустики не лежат на поверхности, но обнаруживаются довольно быстро. Редкое достоинство звука Spendor состоит в замечательной уравновешенности интеллектуального и эмоционального аспектов воспроизводимой музыки, в сочетании честности с теплотой и задушевностью искреннего чувства. Обилие деталей, немалое разрешение не делают звучания сухим, рассудочным. Пара играет очень подробно, демонстрирует настоящую тонкость звуковой живописи при небольшом дефиците воздуха. Колоночки басят на удивление зрело и чисто, не охватывая лишь области глубокого баса. Потребитель обязан обратить внимание на эту модель с вышколенным, породистым звуком.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Одна из маленьких колонок, единственная обладательница закрытого корпуса. Эта колонка показала очень достойное значение нижней граничной частоты - 44 Гц, что практически на октаву ниже, чем в паспортных данных. Довольно ровная частотная характеристика по звуковому давлению, широкая диаграмма направленности, немного сужающаяся в верхней октаве. На низких частотах АЧХ спадает со скоростью 10 дБ/октаву. Значения КНИ не самые лучшие в тесте. Колонки явно предпочитают средние уровни громкости. При уровне сигнала 94 дБ нелинейность повышается. Прямоугольный импульс передается акустикой довольно правдоподобно, задний фронт не демонстрирует послезвучаний. На графике импеданса в высокочастотной области заметен резкий уход характеристики вверх, что позволяет судить об индуктивном характере сопротивления на этих частотах. Из-за низкой чувствительности (83 дБ) и резонансного выброса на характеристике импеданса, следует выбирать усилитель с запасом по мощности.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



System Audio 705 $680

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: пластичный, изящный, воздушный, динамичный звук
Недостатки: скромный по глубине бас

Конструкция. Как и следовало бы ожидать от System Audio, корпус модели небольших размеров, строго прямоугольный, без каких-либо излишеств. Динамики занимают практически всю переднюю панель. Завершает традиционно строгий дизайн прямоугольная же защитная сетка черного цвета. В колонке используются 25-мм твитер с шелковым куполом и 140-мм СЧ/НЧ-динамик с диффузором из полимера, мягкой подвеской и неподвижной пулей по центру. SA использует в своих колонках так называемые «быстрые» динамики (за счет мощных магнитов и легкого диффузора) для достижения воздушного и в то же время мощного звучания. Небольшой порт фазоинвертора вынесен на заднюю стенку.
Звук. 705-е покоряют естественностью, живостью музыкального выражения. Звук очень слитный, гладкий, изящный, красочно-акварельный. Бас у модели скромный, но превосходно оформленный. В продуцируемом System Audio музыкальном образе много воздуха. Звуковая материя прозрачна, насыщена тонко выписанными деталями во всех регистрах. Колорит светлый, слегка прохладный - из-за плавного и широкого подъема к верхнему краю диапазона. Колонки великолепно справляются с любой музыкой, за исключением той, которая обладает значимым низкочастотным содержанием. Эта одна из самых музыкальных систем подборки, несомненно, достойна внимания потребителя-меломана.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Еще один представитель золотой середины по всем показателям. Средние по тесту значения чувствительности, нижней граничной частоты, неравномерности частотной характеристики, значениям КНИ. По графику АЧХ можно сказать, что система не очень хорошо передает басовые партии. Это вполне согласуется с малым объемом корпуса акустической системы (9 литров). На высоких частотах наблюдается подъем осевой амплитудно-частотной характеристики, а графики, отмеренные под углами, наоборот, идут вниз. В середине диапазона можно наблюдать довольно равномерное поведение чувствительности. Частотная зависимость входного сопротивления очень неравномерная. Настораживает резонанс ВЧ-головки. В НЧ-области резонансные выбросы тоже не маленькие. Минимальное значение импеданса (5,15 Ом) приходится на электромеханический резонанс ВЧ-динамика. Судя по частотной характеристике КНИ, искажения очень мало зависят от уровня выходного сигнала, что говорит о хорошей динамике системы.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Tannoy Sensys DC1 $620

Звук * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: отлично артикулированный, энергичный звук, эффектная музыкальная сцена
Недостатки: отчетливая окраска в среднем басе

Конструкция. Компания Tannoy частенько радует нас необычными решениями. В АС применен SuperTweeter, выполненный в отдельном корпусе и повышающий верхнюю границу частотного диапазона до 51 кГц. На передней панели установлен сдвоенный коаксиальный динамик, выполненный по технологии Dual Concentric. В центральной части 175-мм СЧ/НЧ-динамика установлен твитер с 25-мм куполом. Такая конструкция позволяет добиться когерентности звукового сигнала (минимизировать интерференционные искажения) и улучшенной локализации источника. Порт фазоинвертора так же вынесен вперед. Любопытно наличие пяти клемм! Назначение пятой - заземление.
Звук. Передавая материал в среднем и верхнем регистре, Sensys DC-1 ни на секунду не теряет идеального звукового фокуса. Правда, звуку ощутимо недостает пластичности и тембральной точности. На высоких иногда проступает легкая металлизированность, отчего звук становится слегка крикливым. Воспроизведение баса системой Tannoy характеризуется отчетливой окраской в средней части регистра. Бас колонок довольно глубокий, но его количественный и качественный аспекты сбалансированы, видимо, не лучшим образом. Впрочем, эти недочеты сложно заметить, когда звучит современная энергичная музыка, которую Sensys DC-1 отыгрывают просто блестяще, раскрепощенно, с размахом.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Обладая одной из самых высоких чувствительностей среди всех участников теста (91 дБ), акустика также начинает играть с рекордно низкой частоты - 39 Гц. Измеренное значение совпадает не только с паспортными данными, но и с частотой настройки фазоинвертора (по частотной зависимости импеданса). В верхнем басе график АЧХ звукового давления потрясающе линеен. Расхождение частотных характеристик, измеренных на акустической оси и под углами к ней, в разные стороны друг от друга в ВЧ-диапазоне, позволяет судить о неординарности звучания колонок в этой области. Необычность передачи высоких частот заметили на слух и наши эксперты. Видимо, именно такое звучание и задумывалось производителем. По неравномерности графика импеданса и максимальному значению входного сопротивления (37,59 Ом) акустическая система занимает одно из последних мест в тесте. Лучше слушать такие колонки, используя усилитель с запасом по мощности. Значения КНИ во всем частотном диапазоне - одни из лучших.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Triangle Titus Es $740

Звук * * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: эффектный, динамичный, выразительный звук
Недостатки: бас немного превалирует

Конструкция. Топовая линейка компании Triangle в настоящее время - «STRATOS». За ней следует линейка «ESPRIT Esw», к которой и относится тестируемый нами полочник Titus Es. На окрашенной под темный металлик передней панели традиционно прямоугольного корпуса расположены оба динамика и порт фазоинвертора. Титановый купол твитера утоплен в фирменный рупор, и перед ним надставлена фазокорректирующая позолоченая пуля. Диффузор 130-мм СЧ/НЧ-динамика изготовлен из длинноволокнистой целлюлозы и снабжен широким гофрированным подвесом из ткани, покрытой латексом. Литая алюминиевая корзина обеспечивает высокую прочность конструкции и хорошую теплопроводность.
Звук. Оригинальной и весьма желанной для многих особенностью акустики знаменитой французской марки является ее способность тонизировать слушателя, поднимать настроение, передавая музыку с очаровательной легкостью, празднично, эмоционально и вместе с тем, с отработкой всего комплекса требований, предъявляемых к звуковоспроизводящей аппаратуре. Звук Titus Es зрелый, ясный, остроконтрастный, с отличными скоростными характеристиками во всем диапазоне. Отлично детализирован, очень красив, узорчат верхний регистр французов. Впечатляюще глубок, корректен бас. Следует также сказать о широком динамическом диапазоне и эффектной, объемной музыкальной сцене. Кого не впечатлит такой набор достоинств?!

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Несмотря на заявленные производителем 60 Гц, колонки начинают играть аж с 41 Гц - одно из лучших значений в тесте. Такая разница заключается, наверно, в различных методиках определения нижней границы частотного диапазона. Частотная зависимость входного сопротивления удивляет. Электромеханический резонанс НЧ-динамика настолько «размазан» по оси частот, что определить из графика частоту, на которой он происходит, не представляется возможным. В целом можно было бы сказать, что акустика является идеальной нагрузкой для любого усилителя, если бы не низкая чувствительность: всего 84 дБ. По этому показателю система находится в самом хвосте и является аутсайдером. Вид АЧХ в верхних октавах очень напоминает график частотной характеристики чувствительности у описанного ранее Tannoy. По значению КНИ во всем диапазоне колонки демонстрируют результаты золотой середины. Лишь в двух верхних октавах нелинейность очень мала при всех уровнях тестового сигнала.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Vifa VR8.5S $730

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: великолепно сбалансированное, аналитичное звучание
Недостатки: звучание воспринимается как несколько прохладное, сдержанное

Конструкция. Данная модель VR8.5S относится к референсной линейке компании Vifa. Все колонки этой серии отделаны натуральным шпоном розового дерева, лакированы и безупречно отполированы. Боковые стенки немного скруглены. Передняя панель черная, так же отполированная. На панели закреплены две круглые металлические защитные сетки с алюминиевыми ободами, закрывающие динамики. В колонке используются лучшие динамики: 25-мм твитер снабжен патентованным двойным концентрическим куполом. Благодаря особой конструкции он способен воспроизводить частоты свыше 30 кГц. В 127-мм СЧ/НЧ-динамике используется фирменный же длинноходный диффузор.
Звук. Аналитизм - стержневое качество звукового нрава датской пары. Баланс музыкального образа близок к совершенному. Бас сравнительно неглубок, но безупречен по структурным свойствам. Осознавая, сколь тщательно акустика анализирует, препарирует звуковую материю, вытягивая из записей пласты ценной информации, хочется сравнить ее со студийным мини-монитором. Иногда звуковой нрав модели воспринимается как немного рассудочный. Можно сказать, что по звуку она является идейным антиподом предыдущей, французской пары. Уровень представления материала немного снижается при снижении уровня громкости. Модель подтверждает авторитет скандинавского бренда.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Амплитудно-частотная характеристика отличается неплохой стабильностью, но назвать ее идеальной никак нельзя. Показатели неравномерности - средние в тесте. По графикам АЧХ, снятых под углами 30° и 60°, заметно обострение направленности в области двух верхних октав. Чувствительность системы довольно низкая, всего 84 дБ - Vifa один из аутсайдеров по этому показателю. Входное сопротивление обладает малыми флуктуациями, но, учитывая низкую чувствительность колонок, усилитель следует выбирать помощнее. Подъем (20,48 Ом) на 80 Гц является резонансом НЧ-головки и совпадает с началом спада АЧХ в районе баса, на графике КНИ в этом месте также наблюдается небольшое повышение искажений. Зато уровень нелинейных искажений почти всюду мал и мало зависит от уровня тестового сигнала. Следует отметить отличную чистоту высоких частот, да и в области нижней границы (68 Гц) КНИ не превышает двух процентов. По величине нелинейности колонки занимают одну из лидирующих позиций.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Wharfedale EVO2-10 $600

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Качество/цена * * * *
Достоинства: превосходная днамика, корректное воспроизведение любой музыки, глубокий бас
Недостатки: снижена разборчивость среднего баса

Конструкция. Новое семейство EVO2 компании Wharfedale являет собой ничто иное, как существенно доработанную серию EVO. Теперь оно может составить серьезную конкуренцию топовой серии OPUS (не только по качеству, но и по цене). Аккуратная отделка оставляет очень приятное впечатление. 25-мм твитер оснащен шелковым куполом, в нем применяется алюминиевая катушка и неодимовый магнит. Необычно крепление твитера на полукруглой панели, вторая часть которой загнута на верхнюю панель. 175-мм СЧ/НЧ-динамик теперь имеет диффузор из «черного кевлара», порт ФИ выведен на переднюю панель.
Звук. Звучащие масштабно, объемно колонки способны ввести слушателя в заблуждение насчет принадлежности пары к классу напольников. Довольно глубокий, весомый, упругий бас англичан немного уступает другим регистрам по оформленности. Отличный - один из лучших в тесте - динамический ресурс распространяется на область верхнего баса. Модель верно передает масштаб музыкального образа. EVO2-10 очень корректно воспроизводит записи музыки любых жанров и стилей, поэтому вполне может быть названа универсальной. Теплый колорит звучания, а также то, что высокочастотной информации чуть-чуть недостает остроты, графичности, следует отнести не к недостаткам, а к индивидуальным чертам звукового характера EVO2-10.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Рис. 2. Коэффициент нелинейных искажений

Измеренное значение чувствительности очень высокое - 91 дБ. Частотная характеристика звукового давления в большей части диапазона стабильна, немного повышена чувствительность в верхнем басе. Средняя неравномерность в диапазоне 100 Гц-20 кГц составляет всего 1,28 дБ (лучший показатель в тесте). Диаграмма направленности очень широка. АЧХ, измеренная под углом 60°, достаточно ровная, и лишь после 10 кГц наблюдается резкое обострение направленности. Несмотря на это, не имеет смысла направлять колонки строго на слушателя. Восхищают малые нелинейные искажения на всем протяжении рабочего диапазона - 0,17 % на участке 100 Гц - 20 кГц при уровне сигнала 88 дБ (значение одно из лучших в тесте). К тому же значения КНИ исключительно мало зависят от уровня громкости, что говорит о хорошей динамике системы. С выбором усилителя проблем не будет - частотная зависимость импеданса достаточно стабильна. Кратковременный импульс акустика передает с заметными послезвучаниями.
Рис. 3. Модуль входного импеданса



Результаты
Высказанная во вступлении мысль, что в данном классе акустической продукции уже не встретишь слабых моделей, нашла в данном самом представительном тесте безусловное подтверждение: среди двадцати исследованных пар нет не только аутсайдеров, но и даже середнячков. Лабораторные испытания свидетельствуют о грамотной конструкции, основой которой по-прежнему являются сбалансированная АЧХ - условие тонально уравновешенного звучания и хороший динамический ресурс. Слуховая экспертиза вывела нижний качественный предел звучания как очень хороший. В ходе прослушивания соперников мы обращали основное внимание на особенности воспроизведения музыки, во-первых, полагая, что потребитель именно этого ждет от колонок за такую цену, и, во-вторых, руководствуясь убеждением, что, если акустика справится с более сложным материалом, каким, несомненно, является музыка, то уж на более простом - кинотеатральном - поприще она не подкачает. Фактор баса в классе полочных громкоговорителей менее важен по сравнению с напольным подразделением, существование которого оправдывается в большой степени идеей получения глубокого низа. Тем не менее мы отмечали системы, способные басить глубоко и главное - чисто. Если раньше при выведении оценок испытуемым данные лабораторного анализа и прослушивание имели примерно равный вес, то в этом тесте мы придавали несколько большее значение собственно звуковому аспекту.

СЧ/НЧ-драйвер Canton Ergo 602. Хорошо видно антикомпрессионное отверстие в магните
Конструкция
Модели довольно равномерно расположились по цене в пределах отрезка $600-760: средняя стоимость $681. Велик диапазон «комплекций» полочников: от самой крупной, экипированной тремя драйверами Acoustic Energy Aelite 2 до миниатюрной Vifa VR8.5S. Самая тяжелая колонка - канадская Energy RC-10 R. Большинство (18) систем двухполосные, что почти безальтернативно для полочника. DALI Ikon 2 и Tannoy Sensys DC1 выделяют третью полосу, пристраивая сверху ультравысокочастотный участок; системы делают это при помощи третьей головки. DALI оснащена ленточным высокочастотником. Tannoy своим супертвитером дотягивается до 51 кГц (по паспорту). По-прежнему самым популярным способом укрепления баса является фазоинвертор. Среди 20 АС только для одной модели - аристократической Spendor 3/5se - избрано оформление «закрытый корпус». Как всегда, существует большое многообразие в выборе динамических головок - это касается, в первую очередь, материала диффузоров. Для НЧ/СЧ-мембран избираются синтетические материалы, алюминий (также в сплавах), кевлар, графит и, конечно, целлюлоза. Высокочастотники имеют куполы из ткани (чаще всего), металла (алюминий, титан), металлических сплавов, а также из полимеров. Необходимо упомянуть оригинальное оформление - рассеивающие линзы Mirage OMNI 60B-1, во многом ответственные за ярко индивидуальное звучание модели. Участники обладают в целом довольно высокой чувствительностью. Невысок данный показатель у Spendor: 84 дБ/Вт/м (по нашим измерениям 83 дБ/Вт/м). Имея в виду этот параметр, а также некоторую нестабильность и повышенное среднее значение импеданса (15 Ом), мы советуем внимательно отнестись к подбору усилителя для данной модели - главным образом, на слух: для работы с данной неординарной акустикой не стоит просто произвольно выбирать прибор помощнее и с высоким фактором демпфирования. Наиболее простой электрической нагрузкой являются Triangle Titus Es, Vifa VR8.5S и Polk Audio FXi-5.
Параметры АЧХ всех моделей соответствуют нормам, принятым для грамотно сконструированных акустических систем. Далека от идеальной характеристика Epos M5, но звучит модель, тем не менее, весьма симпатично. Наименьшей пространственной однородностью характеризуется звук британцев Epos и Spendor - обостренная направленность делает более узкой зону стереоэффекта и повышает требования к положению слушателя относительно этих АС. Очень широкая диаграмма излучения Polk Audio объясняется би-/диполярным дизайном громкоговорителя. Переключатель режимов излучения увеличивает функциональность и гибкость системы. Polk Audio отлично приспособлена для озвучивания тыловых и боковых каналов в системах домашнего кинотеатра. Наиболее глубоким, в сущности, напольным басом обладает Paradigm Studio 20: 38 Гц. Совсем близко от данного значения располагается нижний частотный предел Tannoy, Triangle, Mirage и Spendor. Важно отметить, что у Spendor и Triangle регистр замечательно чист и динамичен. НЧ-полномочия большинства систем ограничиваются в основном областью среднего баса, которым колонки оперируют довольно корректно. Castle Richmond 3, RBH 41-SE, ASW и System Audio 705 - модели с самым скромным НЧ-потенциалом. Магнитное экранирование сделано всего у пяти акустических систем, в число которых входят компактные Boston VR-М50 и Audiovector K1 Super. ASW Opus M лидирует с большим отрывом от конкурентов по числу вариантов внешней отделки: 16 видов облицовки натуральным древесным шпоном и цветовых решений - сильный аргумент в борьбе за благосклонность покупателя. Деревом отделываются также Castle, Epos, Spendor, System Audio. Изюминка облика Boston - полированные части корпуса. Стильно серебристое одеяние и металлическая решетка у Canton. Экзотична внешность Mirage.

Supertweeter Tannoy Sensys DC1 Переключатель режимов работы Polk Audio FXi-5
Звук
Все без исключения испытанные АС продемонстрировали отличные музыкальные способности. При всей условности звуковой классификации все же можно выделить несколько близких по звуковому почерку групп среди колонок, участвовавших в тестировании. Благодаря отличной энергетике звука, способности играть масштабно, мощно системы AAD, Acoustic Energy, Paradigm и Wharfedale могут озвучить среднее по площади помещение. По тональной уравновешенности, корректности изображения Vifa приближается к контрольным мини-мониторам. То же можно сказать о Spendor, являющейся прямым потомком знаменитого профессионального спикера ВВС. Важно подчеркнуть, что компоненты вроде Spendor 3/5se, фактически являясь классикой аудио, исключительно мало подвержены моральному старению. Индивидуальность, порода, особая музыкальная пластика свойственны стоящей немного особняком великолепной Epos M5. Выделяются своим телесным, динамичным и вместе с тем великолепно оформленным звуком модели Audiovector, Boston, Castle, Energy, Polk Audio. Особым изяществом, тонкостью и отчетливостью ВЧ-рисунка отличаются DALI и Tannoy. Индивидуальностью и ярким своеобразием характеризуется звучание канадки Mirage и француженки Triangle. Первая играет как-то особенно широко, свободно; формируемый ею звуковой объем, не очень детальный, но воздушный, сродни красивой акустической дымке. Вторая создает радостное, празднично-солнечное настроение, поднимает эмоциональный тонус при прослушивании любой музыки. Эти два замечательных громкоговорителя вместе с Paradigm, Tannoy и Spendor входят в группу моделей с отлично развитой басовой мускулатурой. К способу решения проблемы баса при помощи сабвуфера следует относиться осторожно - удача на этом пути возможна, но не гарантирована. В любом случае нужно помнить, что сабвуфер должен соответствовать по классу основной паре колонок.
В тесте не оказалось моделей без почерка и характера. Можно сказать, что каждая из АС высвечивает в воспроизводимой музыке свои, художественно значимые детали и ракурсы. Читателям, задумывающимся над выбором компонента по своему вкусу, мы убедительно советуем внимательно прочесть фрагменты, в которых описывается конструкция и - главное – звук громкоговорителей. Мы старались давать максимально взвешенные характеристики каждому из компонентов и применять определения вроде «отличный», «превосходный», «точный» и т.д. всегда только обоснованно и по заслугам.

Выбор
Как говорят комментаторы состязаний наездников, соперники шли «ноздря в ноздрю», и победителя определит фотофиниш... Было весьма непросто выделить из двадцати участников модели, более других достойные поощрений. Но выбор сделан. Наши симпатии мы отдаем Energy RC-10 R за динамичный, выпуклый, красочный и точный звук; Spendor, системе с отличной родословной, которую можно причислить к аудиоаристократии; Triangle Titus Es, передающей любую музыку темпераментно, с очаровательным изяществом; Wharfedale EVO2-10, всегда демонстрирующей безусловную компетентность и тонкую музыкальность. Звания же Победителя, по нашему мнению, достойна AAD S-1 - настоящий музыкальный полочный универсал с весьма привлекательной ценой.

ФИРМА
модель
AAD
S-1
Acoustic
Energy

Aelite 2
ASW
Opus M
Audio Vector
K1 Super
Boston
VR-M50
Canton
Ergo 602
Castle
Richmond 3
Звук * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Сборка * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Качество * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Цена, $ 600 750 750 635 760 690 600


ФИРМА
модель
DALI
Ikon 2
Energy
RC-10 R
Epos
M5
Mirage
OMNI 60B-1
Paradigm
Studio 20
Polk Audio
FXi-5
RBH
41-SE
Звук * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Сборка * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Качество * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Цена, $ 750 615 680 750 675 605 750


ФИРМА
модель
Spendor
3/5se
System Audio
705
Tannoy
Sensys DC1
Triangle
Titus Es
Vifa
VR8.5S
Wharfedale
EVO2-10
Звук * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Сборка * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Качество * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Цена, $ 720 680 620 740 730 600

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!