0

Сравнение

VIP Club

Коаксиальная акустика 6,5’’ до $110

Автор статьи: Мунтяну Юрий
29.06.2008 4321 0
Свобода и время
Начало
Если вы потратитесь на трёхполосную компонентную систему, то получите многочисленные степени свободы в инсталляции и настройке, но свободного времени у вас останется немного. Даже если басовые динамики с самого начала рассовать по штатным местам салона, надо будет подобрать взаимное расположение пищалки и среднечастотника, а это только на словах просто. Двухполосная, и тоже компонентная, система. Здесь вариантов меньше, и меньше же затрат времени. Наконец, коаксиальная акустика. Она вам предоставит меньше всего свобод, но и времени на её установку потребуется меньше всего. Тем более что, насколько нам известно, в подавляющем большинстве случаев коаксиалы устанавливают в штатные места салона.

ЕСЛИ ПРИНЯТЬ ПРЕДПОСЫЛКУ, ЧТО МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ КОАКСИАЛЬНОЙ АКУСТИКИ ФИКСИРОВАНО, ТО «НАСТРАИВАТЬ» В НЕЙ ПОЧТИ ЧТО НЕЧЕГО

Коаксиальная акустика - данность, и если принять в качестве исходной предпосылки, что местоположение этой данности фиксировано, то «настраивать» в ней почти что нечего. Но кое-какую свободу она инсталлятору оставляет. Наверное, предположение о том, что, приобретя акустику за 2000 рублей или около того, некто инициирует трудоёмкий процесс с изготовлением подиумов, переносом штатных решёток и т.д. - достаточно условно. Наша задача - показать, какой способ инсталляции будет для данной модели оптимальным, поэтому мы такие варианты не исключаем и даём соответствующие рекомендации по ориентации динамиков. Наконец, с недавних пор мы стали определять для мидбасовых головок и параметры Тиля - Смолла, чтобы выявить те из них, которые лучше ведут себя в закрытом ящике меньшего объёма, нежели «типовая» дверь (35 - 40 л). Обратите внимание - я не сказал «фри-эйр», ибо объём двери по порядку величины сопоставим с эквивалентным объёмом Vas шестидюймовых головок, и дверь для них уже не является акустическим экраном.

ТОЛЬКО ЗА СЧЁТ УДАЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОЛПАЧКА КОАКСИАЛЬНЫЙ МИДБАС СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ «ЯЩИЧНЫМ», ЧЕМ КОМПОНЕНТНЫЙ

Устройство коаксиалов хорошо знакомо каждому, кто в теме. Представьте себе мидбас, у которого снят центральный колпачок. Представили? Вам открывается вид на звуковую катушку изнутри и на центральную часть магнитопровода, которую называют керном. В керне резьбовое отверстие, и сюда крепится (пластмассовая, как правило, редко - алюминиевая) стойка, а к ней уже - пищалка. По сравнению со «сплошным» мидбасом несколько снижается чувствительность за счёт уменьшения площади излучающей поверхности, повышается частота резонанса и уменьшается механическая, электрическая и полная добротность. То есть, обратите внимание, только за счёт удаления центрального колпачка коаксиальный мидбас становится более «ящичным», чем компонентный. Этот факт разработчикам акустики известен, и потому у типичного коаксиала габариты магнита несколько меньше, чем у среднестатистического компонентного мидбаса. Правда, сразу отмечу, что в сегодняшней группе этот эффект не очень заметен, может быть, поэтому среди участников данного теста оказалось так много (5 из 12) мидбасов с «ящичной» добротностью.
Итак, над излучающей поверхностью мидбаса мы подняли твитер и сразу же получили отражения от корпуса, которые складываются с прямым излучением, формируя характерную волнистость АЧХ на частотах 7 - 10 кГц, иногда выше или чуть ниже, в зависимости от высоты стойки. Отражённую волну можно подавить, снабдив центральную часть диффузора мидбаса соответствующим покрытием - обычно из фетра или поролона. Можно её и рассеять, если выбрать обтекаемую форму нижней поверхности пищалки. В первом варианте сужается направленность излучения мидбаса, но на этих частотах должен уже работать твитер, поэтому конструкция со звукопоглощающими кольцами получила преимущественное распространение.
Диффузоры динамических преобразователей, как мы знаем, бывают конусные и купольные. Купол - это тот же центральный колпачок, который разросся до таких размеров, что для конуса места уже не осталось. Если центральный колпачок увеличен в размерах, но между ним и подвесом остался какой-никакой конус, то такой диффузор в зарубежной литературе называют «сбалансированным куполом» (Balanced Dome), и мы не видим необходимости придумывать какое-то иное название. Понятно, что грань между конусным диффузором и сбалансированным куполом достаточно условна и не всегда очевидна. К примеру, диффузоры среднечастотников калибра 3,5 дюйма можно бы отнести к «сбалансированным», но об этом никто никогда не говорит. Кстати, «конус» диффузора с точки зрения геометрии - часть некругового тороида, но мы, конечно, будем пользоваться привычным обозначением. И ещё кстати - излучающую оболочку (во как!) пищалки принято именовать мембраной, аналогичную «часть тела» у мидбаса, и тем более у сабвуфера, называют диффузором, а у среднечастотника - и так и эдак. Если конусный - то диффузор, если купольный - то мембрана. Путаницы здесь нет, и вреда тоже никакого. Но лично я не люблю, когда среднечастотники делят на купольные и диффузорные - это вроде как двигатели подразделять на впрысковые и дизельные.
Что это я всё о среднечастотниках - их у героев сегодняшнего теста нет вовсе. Правда, у некоторых динамиков, оснащённых (для солидности, не иначе) пьезокерамическими супертвитерами, так называют основные пищалки. Но по сути они всё же твитеры, а «пьезики», которые получают право голоса (чаще всего ими не реализуемое) лишь на самых высоких частотах - это супертвитеры.
И теперь самое время напомнить о тех конструктивных особенностях коаксиалов, которые получили самое широкое хождение и о которых по этой причине нет смысла каждый раз говорить при описании конструкции. Корпуса штампуются из стального листа, динамиков с литыми корпусами нам сегодня не встретилось вовсе. Подвес по умолчанию будет считаться резиновым. Ширина его по гофру от 9 до 11 мм, если на этот счёт в тексте ничего не сказано, считайте, что ширина 10 мм. Типичная высота магнита для шестидюймовых головок 15 мм, и по умолчанию она будет приниматься именно такой. Как всегда, самый ходовой диаметр звуковой катушки 25 мм, и это будет подразумеваться само собой, хотя именно у «шестёрок» чаще всего встречаются нарушения этого правила - в плюс, разумеется. Ну, обо всех «нарушениях» будет сказано в соответствующий момент и в соответствующем месте. Кольцо, которое в большинстве динамиков можно увидеть вокруг подвеса, мы называем «уплотнительным» - это дань традициям тех давних времён, когда головки монтировались в ящик изнутри. Впрочем, в отличие от сабвуферов, это кольцо нередко выполняет свои функции, поскольку на него ложится рамка защитной решётки. Если рамка плотно ложится на опорную поверхность и на уплотнительное кольцо, то у вас появляется дополнительная возможность избежать акустического короткого замыкания даже тогда, когда посадочное отверстие оказалось чересчур просторным. Но для этого калибра такая возможность является избыточной (у головок и без того широкие посадочные поверхности), так что подразумеваем, что рамка выполняет лишь свои прямые обязанности - держит защитную решётку. А уплотнительное кольцо по умолчанию будем считать низким и жёстким: как правило, пластмассовым и высотой меньше, чем высота профиля гофра. По части пищалок и кроссоверов умолчаний будет совсем немного. Первое - что мембрана твитера относится к типу «сбалансированный купол». Второе - что «кроссовер» состоит из единственного конденсатора (фильтр ВЧ первого порядка), конденсатор электролитический, и находится он под обоймой пищалки. Правда, место «прописки» конденсатора зависит от того, как к твитеру подведены провода.
И тут я опять вынужден напомнить (извини, постоянный читатель) об основных способах разводки проводов, которые у нас проходят под порядковыми номерами. Способ первый: гибкие провода от клеммника прошиваются в конус диффузора и идут дальше к пищалке, а в точке пересечения с конусом с ними соединяются выводы звуковой катушки. Если сказано, что по первому способу проведены провода к мидбасу, это означает, что около точки стыка провода обрезаны, а подвод напряжения к пищалке осуществляется отдельно. Провода пищалки при этом прокладывают через центральную стойку - для неё (пищалки) это и есть второй способ. В сочетании с ним провода мидбаса могут идти также по второму способу, когда они фиксируются непосредственно на каркасе звуковой катушки с внешней стороны конуса. Существует и третий, заимствованный у сабвуферов, способ: гибкие провода дополнительно фиксируются на центрирующей шайбе. По моему мнению, чем выше «цифра» способа, тем выше долговечность подвода, хотя, как и всегда, многое зависит от качества деталей (гибкого провода) и материалов (клея).

Максимальная/номинальная мощность, Вт
200/60
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
70 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,453
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,08
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
89,1
Полная добротность Qts
0,899
Эквивалентный объём воздуха Vas
8,45

Mystery MF-632


Магнит, как мы видели, у Mystery невелик, и вычисленное значение силового фактора (3,8 Тл м) оказалось соответствующим. Но в гармонии с ним находится и масса подвижной системы (8,2 г, как и силовой фактор, третий показатель снизу). Короче говоря, даже при таком магните, чувствительность оказалась никак не ниже средней. Результаты измерения искажений преподнесли сюрприз. Недорогие (мягко говоря) динамики по искажениям на средних частотах сразу же установили планку на такой высоте, до которой не сумел дотянуться ни один из участников. На басах искажений тоже очень немного (второй результат в группе). На графике АЧХ видно, что в области модального режима работы диффузор ведёт себя довольно экспансивно, что и нашло выражение в характерной окраске звучания. В реальной инсталляции, когда слушатель удалён от оси излучения, скажется направленность мидбаса на верхней середине, надо только ориентировать пищалку в нужную сторону.
В объёме двери полная добротность составит ровно единицу (с эксцессом на АЧХ, равным 1,2 дБ) при нижней частотной границе 78 Гц (68 Гц с учётом свойств салона). Можно поместить мидбас в ящик и меньшего объёма, только объём этот всё равно останется значительным: положив предельную добротность 1,15, получим нижнюю частотную границу 87 Гц и ЗЯ с объёмом 12 л.
Текстура жёлтого полипропиленового диффузора мидбаса Mystery довольно удачно имитирует кевлар. Изготовитель, впрочем, никого не обманывает, насчёт полипропилена прямо сказано в наставлении. Корзина заглушена средне - для шестидюймовых корпусов, как вы увидите, это практически естественное состояние. Внешний диаметр магнита 80 мм. Рамка решётки хорошо фиксируется на ободе и при необходимости (которая, как сказано, возникнуть не должна) может обеспечить дополнительную защиту от акустического короткого замыкания. Звукопоглощающего кольца нет вовсе. Провода к мидбасу и твитеру идут по второму способу, и конденсатор фильтра скрыт где-то внутри центральной стойки. Диаметр майларовой мембраны пищалки 24 мм. Она нагружена на короткий рупор, призванный повысить отдачу на низких (для твитера) частотах и постоянно наклонена к оси мидбаса на угол около 10 градусов. Направление наклона можно корректировать вращением твитера вокруг оси стойки.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Mystery MF-632
ПОЧЕМ
$37
ЭТО – ПЛЮС
Исключительно низкие искажения
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность на верхней середине
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика явно интереснее, чем можно ждать за такие деньги
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
40

Перед мембраной установлен толстый диск без апертуры.
Мужской вокал основателен и собран. Но некоторый избыток шипящих звуков слегка ослабляет общее впечатление, и кажется, что голоса интерпретируются простовато. В женском вокале, как чаще всего и бывает, шипящие заметны ещё больше, но они почти не влияют на общее комфортное восприятие. Рельеф баса показался слегка напряжённым, но атака проработана должным образом, оттого контрабас передаётся вполне уверенно. Низкие ноты рояля порой как будто отделяются от основного музыкального контента, а призвуки рамы и корпуса проступают слишком явно. Тарелки рельефны и рассыпчаты, а бубен как бы увеличен в масштабе.

Бесплатный совет: Мидбас вне оси излучения звучит даже интереснее. Но не забудьте развернуть твитер в нужную сторону.


Максимальная музыкальная мощность, Вт
300
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
120 - 13000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,65
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
6,9
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
72,4
Полная добротность Qts
0,414
Эквивалентный объём воздуха Vas
8,80

JVC CS-HX646



Вычисленное значение силового фактора (5,9 Тл м) оказалось рекордным в пределах сегодняшней группы, а значит, достижение запредельного запаса мощности не входило в число приоритетов разработчиков. Масса подвижной системы (9,8 г) лишь немного выше средней по группе, ну а среднее значение чувствительности, как и всегда, достигнуто не без участия остальных компонентов системы. Даже при внимательном изучении графика АЧХ трудно с уверенностью идентифицировать вклад любого из «суперов» в общее дело. Можно лишь констатировать, что выше 12 кГц излучающая способность слишком рослой пищалки сильно снижается, а интерференционное взаимодействие двух излучений вызывает хорошо заметный провал на частоте 3,5 кГц. Здесь мы имеем тот случай, когда желательно будет воспользоваться эквалайзером головного устройства с центральной частотой 15 - 16 кГц. Нелинейные искажения на басах выше, чем у остальных участников теста.
В дверном объёме мидбасовая головка выйдет на полную добротность 0,46, это по-прежнему мало, нижняя частотная граница по расчётам составит 140 Гц. Головка явно предназначена для работы в ящике. Оптимальный объём - 4,2 л, но при баттервортовской добротности нижняя частотная граница всё равно не опустится ниже 127 Гц. Если басовая граница не критична, можно установить эту акустику даже в кикпанели: в объёме 2,5 л граничная частота составит 133 Гц при полной добротности 0,84.
Это единственный из участников сегодняшнего теста, изготовленный по американским стандартам на акустику 6,5 дюйма. По традиции в описании динамиков материал диффузора мидбаса проходит как полиолефин. Напомню, что полиолефины - это общее обозначение класса полимеров, куда входят, кстати, и полипропилен, и полиэтилен. Этот самый полиолефин покрыт с внешней стороны никелем. Ширина подвеса 9 мм. Корзина достаточно звонкая. Звукопоглощающего кольца нет и здесь. Закрытый резиновым чехлом магнит имеет самый ходовой среди сегодняшних одноклассников размер, с внешним диаметром 90 мм. Защитной решётки, как таковой, нет, противодействие внешним воздействиям осуществляет кольцевая рамка с двумя «клыками», охватывающими твитер по спирали. Провода к звуковой катушке мидбаса проведены по первому способу, к твитеру - по второму. Конденсатор фильтра можно увидеть под обоймой пищалок. Я употребил множественную форму, поскольку твитер с почти конусной мембраной из полиимида (43 мм) здесь дополнен двумя пьезокерамическими супертвитерами с диаметром купола 9 и 7 мм. Фазовыравнивающего тела перед столь крупной мембраной пищалки не предусмотрено.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
JVC CS-HX646
ПОЧЕМ
$39,5
ЭТО – ПЛЮС
Возможна работа в компактном ЗЯ
ЭТО – МИНУС
Повышенные нелинейные искажения
Неоптимальные характеристики в двери
Низкие басовые возможности
ОДНИМ СЛОВОМ...
Изделие, оригинальное по ряду позиций
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
8
Басовый потенциал
6
Звук
7
Итог
36

Басов явно недостаёт, особенно глубоких, и бас-гитара выглядит несколько эфемерно. Впрочем, те низы, которые есть, воспроизводятся с корректным рельефом и хорошо проработанной атакой, потому контрабас не приходится додумывать. Женский вокал не свободен от некоторой пронзительности на долгих гласных звуках, но зато и не страдает от избытка сибилянтов, столь типичного для нашей акустики. Мужской вокал отличает чёткая артикуляция, хотя бархата низких нот голосам ощутимо не хватает. Звуковая сцена показалась несколько сжатой по глубине. Верха меньше, чем хотелось бы, и он носит заметный стеклянный оттенок. На тарелках это, впрочем, проявляется не слишком явно.

Бесплатный совет: Ставить только в ЗЯ и поработать с эквалайзером.


Максимальная/номинальная мощность, Вт
375/75
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
66 - 15000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
86
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,25
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
4,68
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
83,4
Полная добротность Qts
0,993
Эквивалентный объём воздуха Vas
6,43

Forsage 75AC 1601-2



Конструкторам этих динамиков был не чужд некоторый экстремизм. У мидбасов самый жёсткий подвес в группе и довольно тяжёлая подвижная система (11,1 г - третий результат). Силовой фактор (4,15 Тл м) при этом несколько ниже среднего (4,53 Тл м), впрочем, при такой конструкции магнита и увеличенной звуковой катушке и это достижение. Словом, чувствительность оказалась ниже, чем у остальных участников теста. Вывод ясен: усилитель надо взять посолиднее, благо что эта акустика тепловых перегрузок бояться не должна. Нелинейные искажения на басах выше, чем у большинства участников. Форма АЧХ показывает, что твитер заметно уступает мидбасу по энергетике, особенно на верхней середине, где последний ведёт себя не в меру активно. Правда, дисперсия излучения довольно широкая, а значит, оптимальным вариантом будет установка под углом около 30 градусов к оси.
В объёме двери мидбас Forsage выйдет на полную добротность 1,08 с нижней частотной границей 68 Гц. В салоне уровень -3 дБ придётся уже на частоту 56 Гц, так что перед нами коаксиал, который может поднять настроение и без сабвуфера.
Материал диффузора определён изготовителем как кевлар. На мой взгляд, материал больше всего похож на ткань из волокон стекла и углерода. (Это не говоря уже о том, что дюпоновский Kevlar - не из бюджетных.) Корзина диффузородержателя заглушена средне. Опорный обод корпуса снабжён кольцевым бортиком, который улучшает уплотнение с монтажной поверхностью. Магнитная система здесь тяжелее, нежели у любого из «коллег»: магнит составлен из шести кольцевых магнитов 36х32 мм. Такая система обеспечивает наилучшие условия для рассеивания тепла, а здесь ещё и звуковая катушка увеличена до 31 мм, так что запас подводимой мощности у «Форсажа» едва ли не самый высокий в группе. Но, правда, и монтажная глубина такова, что может создать проблемы при установке в двери. Рамка решётки фиксируется на защёлках, так что крепёжные винты будут полностью скрыты. Звукопоглощающее кольцо поролоновое. Провода к мидбасу и твитеру подведены по первому способу. Мембрана пищалки из металлизированного полиимида, её диаметр 26 мм.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Forsage 75AC 1601-2
ПОЧЕМ
$41
ЭТО – ПЛЮС
Большой резерв мощности
Широкая дисперсия излучения
Повышенная басовитость
ЭТО – МИНУС
Повышенные искажения на басах
Большая монтажная глубина
Низкая чувствительность
ОДНИМ СЛОВОМ...
Мощная акустика для мощного усилителя
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
7
Басовый потенциал
9
Звук
7
Итог
38

Расположенный перед пищалкой логотип изготовителя находится достаточно далеко, и функций фазовыравнивающего тела, судя по всему, на себя не берёт.
Как было сказано, некоторый избыток шипящих звуков в голосах типичен для автомобильной акустики. Для этой - типичен в особенности, что заметно портит впечатление не только от женского, но и от мужского вокала. Скрипки трактуются простовато и порой даже схематично. Но, в конце концов, акустика этой ценовой категории и концерты для скрипки с оркестром встречаются в одной машине не часто. Правда, и звучание тарелок тоже далеко от идеала - они утратили изрядную часть музыкальности в обмен на излишки «металла» и словно увеличились в размере. Бас напряжённый, хотя и довольно глубокий. Атака проработана довольно точно. Рояль большой, спокойный и в меру напористый.

Бесплатный совет: Монтируйте эту акустику под углом 30 градусов к оси.


Максимальная/долговременная мощность, Вт
120/50
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
65 - 20000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,937
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,52
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
71,6
Полная добротность Qts
0,701
Эквивалентный объём воздуха Vas
10,3

Ivolga SR 2.6



В характеристиках этого мидбаса экстремизма минимум: резонансная частота и масса подвижной системы (4,5 г) чуть ниже средних значений, масса подвижной системы (10,4 г) немного выше осреднённого по группе показателя (9,65 г). Чувствительность - на хорошем среднем уровне. В отношении нелинейных искажений можно сказать то же. АЧХ по меркам коаксиалов выглядит очень неплохо, интерференционный провал на осевой характеристике (8 кГц) сопровождается зеркальным подъёмом на 50-градусной кривой. Дисперсия излучения ровная, а потому под углом 20 - 30 градусов есть все шансы получить сбалансированное звучание.
В дверях результирующая добротность мидбаса составит 0,8, а нижняя граница придётся на 73 Гц. В салоне уровню -3 дБ будет соответствовать частота 54 Гц, так что эта «птичка» сможет исполнить и басовые партии. Минимальный ЗЯ (по добротности 1,15) соответствует объёму 5,4 л. Объём, конечно, не самый удобный, но, может, кому и пригодится. Нижняя частотная граница при этом 91 Гц.
Диффузор - из текстурированного полипропилена с мелкодисперсным наполнителем, придающим ему металлический вид. Ширина подвеса 9 мм. Диффузородержатель довольно звонкий и не свободен от низкочастотных резонансов. Магнит закрыт несъёмным чехлом, по моей оценке, габариты магнита 90х15 мм. Звукопоглощающее кольцо в акустике Ivolga изготовлено из фетра. К твитеру провода подведены по второму способу, а для проводов мидбаса разработчики выбрали третий (не зная, разумеется, что он у нас третий), зафиксировав их на центрирующей шайбе. При условии, что фиксирующий компаунд обладает достаточной долговечностью, гибкие провода будут в такой конструкции работать в наиболее щадящих условиях. Полиэфирный (респект!) фильтрующий конденсатор установлен на клеммнике. Твитер с шёлковым куполом (опять респект!) в 28 мм может быть развёрнут от оси стойки в любую сторону на угол до 15 градусов. Авторы разработки сочли необходимым установить перед куполом апертурный диск.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ivolga SR 2.6
ПОЧЕМ
$42
ЭТО – ПЛЮС
Поворотный твитер
Ровная дисперсия излучения
Мидбас и твитер хорошо согласованы
Повышенная басовитость
ЭТО – МИНУС
Серьёзных минусов не найдено
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика, которая получилась
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
9
Чувствительность
9
Басовый потенциал
9
Звук
9
Итог
43

Сразу отмечаем открытую, свободную подачу мужского вокала. Сибилянты слегка избыточны, но общий характер звучания помогает закрыть глаза на такие мелочи. Женские голоса тщательно артикулированы и подвижны, правда отмечается АвтоЗвук лидер некоторая недосказанность на верхних формантах в сочетании с шероховатостью. Скрипки в верхней половине своего диапазона бывают чересчур задиристы. Рояль почти нордический, с лёгкими призвуками металлической арматуры. Бас не слишком глубокий, и рельефа ему немного не хватает. Флейты певучи и материальны. Верх слегка анемичный, но довольно чистый.

Бесплатный совет: Оптимальный вариант установки - мидбас под углом 20 - 30 градусов и твитер на слушателя.


Пиковая/непрерывная музыкальная мощность, Вт
120/60
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
77 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
91,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,955
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
3,47
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
71,6
Полная добротность Qts
0,583
Эквивалентный объём воздуха Vas
16,0

Hertz DCX 165



Как показали измерения, у акустики Hertz самая высокая чувствительность в группе. Остаётся выяснить, как они этого достигли. А очень просто. Силовой фактор (в соответствии с размерами магнита), и правда, невелик (4,12 Тл м), зато подвижная система (7,5 г) чуть ли не самая легкая в тесте. Плюс очень заметный подъём на верхней середине. (Кстати, эффекты, связанные с работой в модальном режиме, у коаксиалов проявляются сильнее, чем у компонентных мидбасов - так сказывается снижение жёсткости диффузора за счёт отсутствия центрального колпачка.) Дисперсия у твитера заметно шире, нежели у мидбаса, а потому весьма вероятно, что за счёт подбора направления общей оси удастся добиться желаемого баланса на средних частотах. Однако придётся повозиться. В отношении искажений ничего плохого не скажу, хотя от изделий этой фирмы можно было бы ожидать более уверенной работы на басах.
В объёме двери мидбасы выйдут точно на баттервортовскую добротность (0,704 - это максимум соответствия теории и реальности). Нижняя частотная граница 86 Гц. На этом можно было бы поставить точку, но мы всё же дадим рекомендацию по объёму ЗЯ. Для того чтобы нижняя частотная граница не ушла выше 100 Гц, ящик должен иметь объём не менее 7,5 л. Добротность в этом объёме будет ровно единица.
Как это у них принято, материалом для изготовления диффузора служит целлюлоза, в серии dieci она серого цвета и, как всегда, покрыта водозащитным слоем. Подвес в данном случае изготовлен из вспененного полиуретана. Корзина скорее звонкая. Сравнительно скромный магнит с внешним диаметром 80 мм помещён в резиновый чехол цвета заграничной революции (впрочем, у дизайнеров Hertz на этот цвет приоритетное право). Если рассматривать DCX 165 как акустику категории custom fit (а она поставляется без защитных решёток), то присутствие на внешнем ободе мягкого средне высокого уплотнительного кольца является несомненным плюсом. Звукопоглощающее кольцо поролоновое и довольно узкое. Провода к головкам подведены по первому, почитаемому инженерами Hertz способу. Диаметр майларовой мембраны пищалки 24 мм, перед ней установлен диск с широкой апертурой.
Сибилянты мужских голосов здесь тоже подчёркнуты.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hertz DCX 165
ПОЧЕМ
$52
ЭТО – ПЛЮС
На редкость высокая чувствительность
Широкая дисперсия излучения пищалки
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность мидбаса
ОДНИМ СЛОВОМ...
Громкая акустика, которая не терпит торопливости
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
9
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
41

Общая динамика довольно точная, хотя в интонациях проскальзывает некоторая незавершённость. Низкие и средние ноты женского вокала звучат плавно и комфортно, но сибилянты столь же заметны. Контрабас чётко оформлен, музыкален и довольно глубок. Чётко сфокусированные в пространстве скрипки звучат спокойно, но музыкально. У рояля доминируют верхние октавы, но это лучше, чем звон на отдельных нотах. Флейты АвтоЗвук рекомендует как бы недостаточно материальны. Барабанам недостаёт хлёсткости, звучание их показалось немного деревянным. Верх притуплён, хотя и слушается не без удовольствия.

Бесплатный совет: Попробуйте варьировать угол установки динамиков.




Пиковая/RMS мощность, Вт
140/90
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
71 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
88,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,832
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
3,27
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
68,7
Полная добротность Qts
0,617
Эквивалентный объём воздуха Vas
11,7

Ground Zero GZHF 652



Чувствительность у GZ несколько ниже, чем у подавляющего большинства одноклассников, хотя утверждать, что 88,5 дБ это мало, я не стану. Как силовой фактор (4,7 Тл м), так и масса подвижной системы (9,9 г) находятся в достаточно близком соответствии с осреднёнными по группе параметрами, а на показатель средней чувствительности, как вы понимаете, повлияла форма АЧХ. Твитер и мидбас, судя по всему, излучают в противофазе, поэтому в области наложения двух излучений наблюдается довольно глубокий провал, который по мере смещения от оси несколько сдвигается вниз вследствие изменения фазовых соотношений. Изменить полярность включения твитера в данной конструкции проще простого, но в наши задачи это не входило. Зато мы можем рекомендовать провести эту операцию сразу после приобретения GZ. Поскольку у мидбаса широкая дисперсия излучения, ситуация должна улучшиться кардинально. Нелинейные искажения на басах чуть выше средних, на средних частотах - немного ниже, но всё в пределах нормы.
В объёме двери результирующая добротность составит 0,713, что тоже очень близко к Баттерворту, а нижняя частотная граница попадёт на 79 Гц. Максимально допустимая (по моим представлениям) добротность 1,15 достигается в ЗЯ ходового размера 4,2 л. Частотная граница при этом придётся точно на 100 Гц.
В группе участников сегодняшнего теста этот - единственный с металлическим, а не металлизированным диффузором. Материал - алюминиевый сплав, достаточно упругий, а значит, менее подверженный случайным деформациям. Диффузородержатель заглушён средне. Магнит скрыт под несъёмным «горшком» с покрытием «чёрный хром», поэтому габариты его приведу как ориентировочные: 95х15 мм. Материалом для звукопоглощающего кольца на этот раз послужил фетр. Провода к мидбасу проведены по третьему способу, с фиксацией на центрирующей шайбе - как видим, этот до поры чисто сабвуферный вариант входит в ротацию. Естественно при этом, что подводящие провода твитера проведены по второму способу. Фильтрующий конденсатор полиэфирный (майларовый), и место ему нашлось только на клеммнике. Майларовая же мембрана пищалки имеет диаметр 23 мм. Перед мембраной можно видеть объёмное тело с апертурой.
Женский вокал в интерпретации этой акустики кажется скучноватым, а свистящие звуки порой живут как бы сами по себе.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Ground Zero GZHF 652
ПОЧЕМ
$60
ЭТО – ПЛЮС
Широкая дисперсия мидбаса
ЭТО – МИНУС
Слишком громкий твитер
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика с немалым потенциалом
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
7
Чувствительность
8
Басовый потенциал
8
Звук
7
Итог
38

Рояль основателен и собран, он тоже скучноват, зато свободен от посторонних призвуков. Мужские голоса тщательно артикулированы и комфортны. Скрипки весьма цветисты, но существуют как бесплотная идея. Атака баса слегка сглажена, и контрабас стремится уйти в глубину сцены. Зато рельеф баса проработан в лучшем виде, и бас-гитара в этой акустике чувствует себя как дома. Звонкие тарелки возникают как бы из ничего, но тут же норовят заполнить собой звуковую сцену. Саксофон, как показалось, чего-то недоговаривает, хотя с динамикой у него всё в порядке.

Бесплатный совет: Начните с изменения полярности твитеров.


Пиковая/номинальная мощность, Вт
220/60
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
80 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,657
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,12
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
48,4
Полная добротность Qts
0,404
Эквивалентный объём воздуха Vas
24,7

Sony XS-HT170CN



Такое вот удивительное явление: несмотря на увеличенную звуковую катушку, вычисленное значение силового фактора (5,1 Тл м - третий результат) оказалось значительно выше среднего. Достичь этого можно за счёт узкого зазора, вероятно, ещё и более тонкого провода. Подвижная система (10,4 г) не самая лёгкая (иначе как бы удалось получить рекордно низкую частоту резонанса?), чувствительность, в общем, нормальная. Нелинейные искажения заметно ниже средних во всём измеренном диапазоне, на басах их смело можно считать низкими. На графике АЧХ привлекает внимание широкое «плато» на частотах от 2,5 до 6 кГц, связанное с деформацией диффузора в области модальной работы. Передача эстафеты от мидбаса к твитеру (6 - 8 кГц) происходит почти безболезненно, но отдача у пищалки невысокая, и потому за счёт выбора ориентации оси излучения вряд ли удастся компенсировать подъём на верхней середине, не жертвуя верхами. Но если в вашем головном устройстве предусмотрен «параметрик», то верх можно поднять.
Добротность мидбасовой головки типично «ящичная», поэтому в объёме двери добротность остаётся низкой (0,53), но из-за низкого резонанса головки частотная граница не уходит выше 91 Гц. Оптимальный ЗЯ получится в объёме 11,2 л - при баттервортовской добротности граничная частота составит 86 Гц. Если зафиксировать верхнюю границу на отметке 100 Гц, понадобится ящик магического объёма 4,2 л.
Материал диффузора, который имеет фирменное обозначение H.O.P., представляет собой разновидность полипропилена с мелкодисперсным наполнителем на металлической основе. В сегодняшнем тесте это первый динамик, корзина которого заглушена достаточно основательно. И первый, у которого 11-миллиметровый подвес. А вот магнит имеет самые ходовые размеры с внешним диаметром 90 мм. Уплотнительного кольца нет вовсе, но рамка (она собрана воедино с защитной решёткой) обеспечивает неплохое уплотнение с полями подвеса. Звукопоглощающего кольца также нет. Диаметр звуковой катушки увеличен до 31 мм. Провода к мидбасу проведены по первому способу, правда в конус они прошиты дважды. Провода твитера при этом пошли своим путём - тем, который у нас считается признаком второго способа. Конденсатор фильтра самый обычный (оксидный), но установлен под клеммником. Мы такой конструктивный вариант всячески одобряем, поскольку он создаёт наибольшие удобства при «апгрейде» акустики. Диаметр мягкого купола пищалки 27 мм. Установленное перед ним кольцо призвано выполнять защитные (и декоративные) функции.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Sony XS-HT170CN
ПОЧЕМ
$89
ЭТО – ПЛЮС
Сравнительно низкие искажения на басах
ЭТО – МИНУС
Невысокая отдача твитера
Невысокий (для этого калибра) басовый потенциал
ОДНИМ СЛОВОМ...
Интересная акустика для «лобового» применения
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
8
Басовый потенциал
7
Звук
8
Итог
39

Мужской вокал в исполнении этой акустики кажется чересчур ярким, но при этом собранным и даже основательным. Женский вокал понравился меньше, он приобрёл несвойственную отчуждённость. Скрипки бесплотны, но как бы раскрашены весенними красками, в декабре это даже интересно. Верх немного академичен, но достаточно музыкален. Бас роскошный - с чётко проработанным рельефом и уверенной, стабильной атакой. У рояля немного выделены высокочастотные послезвучия, но это настоящий рояль - основательный и напористый. Ударная динамика барабанов слегка избыточна, что, впрочем, неплохо гармонирует с общей подачей музыкального материала.

Бесплатный совет: Если в головном устройстве есть «параметрик», верх лучше поднять.


Пиковая/RMS допустимая мощность, Вт
100/35
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
88 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,655
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,67
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
89,8
Полная добротность Qts
0,838
Эквивалентный объём воздуха Vas
10,1

Boston S65



При таких же габаритах магнита, что и у предыдущего участника, силовой фактор оказался самым низким в группе: 3,7 Тл м. Но чувствительность спасла подвижная система, которая здесь вышла... самой лёгкой (7,2 г). Нелинейные искажения на басах примерно соответствуют среднему показателю, на средних частотах они ниже, чем у большинства участников. Форма осевой АЧХ несколько похожа на ту, что мы видели на предыдущей странице, но она существенно ровнее на верхней середине. Щелевые прорези в обойме пищалки, как видно, сделаны неспроста (бостонцы вообще ребята непростые, как мы могли заметить). По крайней мере, «50-градусная» частотная характеристика почти не меняется в зависимости от того, в какой плоскости разворачивать динамик - по длинной или короткой оси овальной обоймы. Но в любом случае ориентировать эту акустику надо по возможности «в лицо».
В ящике с объёмом двери мидбасы выходят на полную добротность 0,95 при нижней частотной границе 95 Гц. В общем, добавить к этому нечего, мидбас целенаправленно разработан именно для такой инсталляции. Но если очень надо, то минимальный размер ЗЯ (по добротности 1,15) 10,4 л, нижняя частотная граница при этом составит 94 Гц.
Относительно толстый полипропилен диффузора мидбаса по своей структуре отличается от того материала, который применён у большинства одноклассников: я такой полипропилен называю анизотропным, а вы - как хотите. Профиль 11-миллиметрового подвеса плавно сопрягается с прилегающими деталями (ободом корпуса и диффузором). Корпус «Бостонов» не слишком глухой. Магнит опять того же ходового размера, 90 мм по внешнему диаметру. Уплотнительного кольца нет, да и поле подвеса, надо сказать, неширокое, защитная рамка, тем не менее, обеспечивает неплохое уплотнение. Я не оговорился: несколько расширенная рамка с четырьмя выступами - это всё, что защищает диффузор от недружественных воздействий, такова особенность серии S. Правда, крупная обойма пищалки тоже несколько «затеняет» диффузор. Звукопоглощающего кольца нет. Провода от клеммника к головкам подведены по проверенному временем первому способу. Перед майларовой мембраной твитера (23 мм) установлен диск без апертуры. Пищалка «Бостона», кстати говоря, совершенно не выступает над передней плоскостью мидбаса, и в некоторых инсталляциях это может оказаться полезным.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Boston S65
ПОЧЕМ
$97
ЭТО – ПЛЮС
Мидбас и твитер хорошо согласованы
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность мидбаса
Ограниченный басовый потенциал
ОДНИМ СЛОВОМ...
Не самая басовитая, но музыкальная акустика
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
9
Чувствительность
8
Басовый потенциал
7
Звук
9
Итог
41

Очень чёткая артикуляция мужского вокала. Голоса собраны и точно сфокусированы в пространстве, некоторый избыток свистящих почти не мешает восприятию. Женскому вокалу немного не хватает низких грудных нот, хотя подача голосов открытая и довольно корректная. Скрипки вообще, АвтоЗвук рекомендует возможно, самые правильные в сегодняшней сессии. Клавишные инструменты немного выдвинуты вперёд по звуковой сцене, тогда как сама сцена немного сжата по глубине. Атаку басов можно назвать осторожной, а ударную динамику барабанов - ненавязчивой. Звучание флейт неплохо сбалансировано, хотя они и уменьшены в масштабе. Верх немного упрощён и при отклонении от оси излучения теряется. Инструменты чётко сфокусированы на звуковой сцене.

Бесплатный совет: Акустику ориентировать по возможности «в лицо».


Пиковая/RMS мощность, Вт
150/75
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
75 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,600
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
0,93
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
68,7
Полная добротность Qts
0,592
Эквивалентный объём воздуха Vas
12,5

Rockford Fosgate T162C



Силовой фактор (4,2 Тл м) лишь слегка ниже среднего, а значит, магнитный зазор здесь, по крайней мере, не широкий. Подвижная система (10,5 г) скорее тяжелая. Ну а высокая чувствительность получена не без участия энергичного твитера. К нему мы ещё вернёмся, а пока отметим, что по искажениям на средних частотах у «Рокфорда» третье место в группе, а по уровню искажений на басах он оставил позади всех преследователей без исключения. Как видно на графике АЧХ, металлический твитер ведёт себя ожидаемым образом, обеспечивая подъём по верхам. При установке «в лицо» многие сочтут такой верх некомфортным, но в том-то и дело, что «наша» акустика почти никогда так не ставится. Благодаря широкой дисперсии излучения мидбаса его можно без потери качества слушать под углом до 30 градусов, а твитер - слегка развернуть, поддерживая угол около 20 градусов.
Куда ставить? В двери получим «правильную» добротность 0,69 и нижнюю частотную границу 82 Гц, в салоне - даже 60 Гц. Что вам ещё надо? Ну хорошо - минимальный ЗЯ (по границе 100 Гц) 4,8 л, добротность при этом получится равной 1,08, а эксцесс составит 1,7 дБ.
Диффузор, как обычно, выполнен из полипропилена с металлизацией алюминием. И обратите внимание на традиционную выштамповку в форме обруча с заклёпками - это нам пригодится в будущем. Материал подвеса, хоть и похож на резину, на самом деле полиуретан (не вспененный). Магнит самый скромный в сегодняшней подборке, его внешний диаметр 79 мм. На высокое и жёсткое уплотнительное кольцо устанавливается декоративная рамка, два закреплённых на этой рамке поперечных стержня выполняют защитные функции. Звукопоглощающее кольцо на этот раз из поролона. К мидбасу провода идут по первому способу, но они зафиксированы на внешней стороне конуса на длине несколько сантиметров, и лишь потом прошиты насквозь. К пищалке провода подведены по второму варианту. Фильтр ВЧ располагается внутри коробочки на корпусе. В нём должны быть катушка и конденсатор (фильтр ВЧ 2-го порядка), но мне удалось разглядеть только конденсатор. Перед 20-миллиметровым алюминиевым куполом пищалки установлен диск с широкой апертурой. Внутренний корпус пищалки можно развернуть на небольшой угол в любом направлении.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Rockford Fosgate T162C
ПОЧЕМ
$105
ЭТО – ПЛЮС
Относительно высокая чувствительность
Весьма низкие искажения
Поворотный твитер
Широкая дисперсия мидбаса
ЭТО – МИНУС
Существенных минусов не найдено
ОДНИМ СЛОВОМ...
На редкость добротное изделие
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
9
Чувствительность
9
Басовый потенциал
8
Звук
8
Итог
42

Мужские голоса и здесь чётко артикулированы. Им, правда, не хватает бархатистой основы, отчего кажется, что баланс смещён вверх. Контрабас проявлен не очень чётко, а бас-гитаре ощутимо не хватает глубины. Рельеф баса немного сглажен. Роялю тоже не хватает наполнения, АвтоЗвук Фаворит зато драйва и напора - с избытком. Женский вокал слегка выдвинут вперёд, но звучит ровно и комфортно. Скрипки цветисты, и более низкие ноты как бы отделяются от остальных. Ударная динамика барабанов достаточно точная. Флейты мелковаты и немного нервны в нижней части их диапазона. Верх острый, но он смягчается при развороте оси примерно на 25 градусов. Так эту акустику и надо слушать.

Бесплатный совет: Если угол с осью излучения больше 20 градусов, разверните пищалки в сторону слушателя.




Максимальная мощность, Вт
160
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
83 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
0,575
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,12
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
96,8
Полная добротность Qts
0,751
Эквивалентный объём воздуха Vas
7,39

Audiotop Coax 16



Достигнутое значение силового фактора (4,2 Тл м) несколько ниже среднего, но и подвижная система сравнительно лёгкая (9,0 г). Прогноз чувствительности можете сделать сами или просто посмотреть ответ в соответствующей графе таблицы. Нелинейные искажения немного ниже средних на басах и значительно ниже средних (второй результат по группе) - на средних частотах. Форма АЧХ достаточно типична для героев сегодняшнего теста, с характерным подъёмом на верхней середине и интерференционным провалом на частоте 8 кГц. Так что с ходу эффекта от использования внутреннего подвеса обнаружить не удалось. Но зато если сравнить АЧХ твитера с характеристиками его майларовых «коллег» (а таких в сегодняшнем тесте было уже четверо), то станет очевидно, что здесь она ровнее - «точки жёсткости» работают. У мидбаса довольно узкая характеристика направленности, а потому эту акустику желательно ориентировать по оси. Насколько это реально - вопрос отдельный.
Ставим (виртуально) эту акустику в дверь и получаем при добротности 0,826 нижнюю частотную границу на 93 Гц. Это приемлемо, если не пытаться любой ценой обойтись без сабвуфера. Минимальный ЗЯ (по 100-герцовой границе) 12 л, добротность при этом выйдет равной 0,94.
Материал диффузора очень похож на тот, который мы уже встречали у кого-то из одноклассников. Я его назвал анизотропным полипропиленом, если вы специалист по полимерам - можете поправить. Толстая корзина сравнительно неплохо (для «шестерок») заглушена. Ширина внешнего подвеса 9 мм. Я сказал «внешний», потому что у мидбасов Audiotop есть ещё и внутренний подвес - он отформован по типу центрирующей шайбы из ткани с пропиткой и соединяет центральную часть диффузора с центральной стойкой. Эта необычная деталь решает сразу две задачи: увеличивает излучающую поверхность диффузора и рассеивает отражённые от пищалки волны. Магнит забран несъёмным чехлом из пластика, но его внешний диаметр мы измерили: 85 мм. А высота, судя по всему, такая же, как у всех. Уплотнительное кольцо высокое и жёсткое с покрытием под кожу - эту акустику тоже можно отнести к категории custom fit. Провода к мидбасу проложены по первому способу, но с двукратной прошивкой в конус, к пищалке - по второму способу. Фильтрующий конденсатор теряется в недрах центральной стойки. В твитере - майларовая мембрана (23 мм), перед которой установлен диск без апертуры. Но самое интересное, что на мембране выполнены своеобразные «точки жёсткости», которые меняют её поведение на самых верхних частотах.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Audiotop Coax 16
ПОЧЕМ
$110
ЭТО – ПЛЮС
Низкие искажения на средних частотах
Относительно высокая чувствительность
ЭТО – МИНУС
Узкая направленность мидбаса
ОДНИМ СЛОВОМ...
Акустика с яркой индивидуальностью
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
9
Басовый потенциал
7
Звук
8
Итог
41

Мужские голоса собраны и бархатисты, но избыток сибилянтов всё же смазывает общее впечатление, на этом фоне проработка тонких нюансов кажется чуть упрощённой. Контрабас не до конца убедителен, атаки и рельефа баса немного не хватает АвтоЗвук рекомендует для полноты восприятия. Женский вокал звучит камерно и при этом также не свободен от избытка сибилянтов. У скрипок отмечена склонность к дребезгу на верхних нотах. Рояль чересчур звонок на верхах. Флейтам недостаёт воздуха, зато металла чуть больше, чем хотелось бы. Саксофон порой пронзителен на средне-верхних нотах, хотя динамика звучания весьма достойная. Верх нам показался немного сухим.

Бесплатный совет: Акустику ориентировать по возможности «в лицо».




Пиковая/RMS допустимая мощность, Вт
160/80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
65 - 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
88,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,14
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
2,91
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
77,5
Полная добротность Qts
0,794
Эквивалентный объём воздуха Vas
8,51

Cadence CVLS-653



Смотрим, что получилось. Силовой фактор 4,7 Тл м, что немного выше среднего значения. Зато подвижная система самая тяжёлая в сегодняшней подборке - 12,2 г. Чувствительность сравнительно невысокая на общем фоне «коллег», но, в сущности, и не низкая. Нелинейные искажения выше средних как на басах, так и на средних частотах, но не настолько, чтобы делать из этого драму. Ранний пик на осевой АЧХ (на частоте 1,5 кГц), вполне вероятно, связан с необычным профилем мидбаса. Зато дальше её поведение можно считать образцовым: до верхней границы диапазона осевая АЧХ укладывается в допуск ±3 дБ, а характеристика «под градусом» проходит лишь на 5 - 8 дБ ниже. Открою секрет: частотные характеристики получены при установленном «гриле», ибо с самого начала возникло подозрение, что плоские «бляхи» вокруг пищалок появились там не зря. И действительно, без грилей форма АЧХ меняется не в лучшую сторону. Экспериментировать с одним твитером мы не стали, поскольку ясно, что именно работая парой, они лучше согласуются с мидбасом.
В объёме двери мы получим практически такую же добротность, как и у прошлого участника: 0,885. Но нижняя граничная частота здесь уже 72 Гц, и потому обретаем большую свободу в устройстве ЗЯ. По максимальной добротности 1,15 объём 6,9 л и граничная частота 86 Гц.

В этой акустике столько необычных решений, что хватило бы на парочку нетривиальных изделий. Во-первых, это трансформер. Вы можете удалить обойму пищалок и поставить на её место центральное тело («пулю»). Можно по идее снять один из твитеров и установить его отдельно либо отключить - у каждой пищалки индивидуальный фильтр ВЧ. Полипропиленовый диффузор снабжён выштамповкой в форме обода с заклёпками. Материал подвеса - полиуретан (не вспененный). Но вот чашевидный профиль диффузора относится к числу редчайших особенностей. Весьма примечательной формы корзина с узкими спицами не свободна от резонансов, в том числе низкочастотных. Магнит закрыт несъёмным кожухом, я бы оценил его внешний диаметр как 85 мм. Вместо решетки здесь две пары взаимно перпендикулярных прутьев с плоской обоймой по центру, окружающей пищалки. К мидбасу провода идут по первому способу, они зафиксированы на внешней стороне конуса на длине 2 - 3 см и лишь потом проходят на внутреннюю сторону. К пищалке провода проложены по второму варианту, и две пары проводов выведены вне клеммника. В пищалках 20-миллиметровый алюминиевый купол, перед которым установлено фазовыравнивающее тело с широкой апертурой.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Cadence CVLS-653
ПОЧЕМ
$110
ЭТО – ПЛЮС
Трансформируемая конструкция
Хорошо согласованы излучатели
Широкая дисперсия излучения
ЭТО – МИНУС
Мелкие зажимы кроссовера
ОДНИМ СЛОВОМ...
На редкость интересная акустика
РЕЙТИНГ
Конструкция
9
Частотная характеристика
9
Чувствительность
8
Басовый потенциал
9
Звук
8
Итог
43

Во внешнем кроссовере три катушки (все на железных сердечниках) и три конденсатора, два из которых полиэфирные.
Подача мужского вокала мягкая, но ощущение комфорта слегка лимитируют подчёркнутые шипящие. К тому же тут несколько усилены верхние носовые форманты. АвтоЗвук лидер Детальность женского вокала не самая высокая, но шипящие звуки, как ни удивительно, внимания не привлекают. Довольно музыкальный верх показался всё же несколько искусственным. Рояль скучноват, а некоторые ноты средних октав заметно «выступают» на общем фоне. Бас-гитара тугая: рельеф несколько жёсткий. Контрабас звучит вкрадчиво и словно отступает в глубь сцены. Динамика духовых передаётся надёжно, но саксу чуть недостаёт куража.

Бесплатный совет: Эту акустику ставить только со штатными грилями, и без вариантов.


Максимальная мощность усилителя пиковая/RMS, Вт
195/65
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)
105 - 20000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц)
90,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), %
1,56
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), %
1,37
Частота собственного резонанса мидбасовой головки Fs, Гц
50,3
Полная добротность Qts
0,347
Эквивалентный объём воздуха Vas
23,5

Kicker KS 65



Как видно по таблице, в плане средней чувствительности здесь порядок. Чувствительность мидбаса просто обязана была оказаться достаточно высокой, поскольку у него чуть ли не самый высокий силовой фактор (5,2 Тл м, второе значение в группе) сочетается с нетяжёлой подвижной системой (9,55 г). Искажения на верхнем басе заметно ниже средних, на средних частотах они несколько повышены (третий результат). Провал на осевой АЧХ около частоты 800 Гц означает, что мидбасовая головка теряет жёсткость уже здесь. Подобные частотные характеристики нам уже попадались, просто у низкого диффузора этот эффект более заметен. Дисперсия излучения системы относительно ровная, а потому, чтобы нивелировать подъём на верхней середине (3 - 6 кГц), имеет смысл развернуть динамики градусов на 20 от оси, даже ценой некоторой потери на верхах. Впрочем, в реальной инсталляции этот разворот получится сам собой.
Для дверной установки «Кикера» теория предсказывает результирующую добротность 0,45 и нижнюю частотную границу 117 Гц. Выходит, что такой вариант для этой акустики не оптимален. Оптимальный ЗЯ реализуется в объёме 6,8 л, но и при этом басовая граница попадает на 105 Гц. Впрочем, при определённом опыте акустику с такими характеристиками соединить с сабвуфером вполне возможно.
Диффузор из полипропилена с наполнителем отличает синий цвет с перламутровым отблеском. Диффузор низкопрофильный, что обусловило минимальную монтажную глубину головок. Правда, есть мнение, что относительно плоские диффузоры более склонны к нелинейным искажениям, но это мы проверим. Подвес шириной 11 мм тоже низкопрофильный - в сечении он представляет собой полуовал, разрезанный по длинной оси. Какой в этом смысл - сразу не скажу, хотя Stillwater-дизайнеры ничего не делают просто так. Из всех участников это лишь второй, про которого можно сказать, что его корзина по-настоящему заглушена. Впрочем, для «Кикера» это инвариант. Внешний диаметр магнита - всё те же 90 мм. Жёсткое уплотнительное кольцо имеет среднюю высоту. Рамка с решёткой состоит из двух деталей: под корпус динамика монтируется кольцо, на котором потом защёлкивается рамка с решёткой. Звукопоглощающего кольца нет. Провода к твитеру подведены по второму, к мидбасу - по первому способу. Перед титановым куполом (20 мм) пищалки установлено объёмное тело с тонкой апертурой. Подобные конструкции (phase plug) часто служат не для формирования характеристик направленности, а для ограничения высокочастотного «звона».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Kicker KS 65
ПОЧЕМ
$110
ЭТО – ПЛЮС
Малая монтажная глубина
Относительно высокая чувствительность
Ровная дисперсия излучения
ЭТО – МИНУС
Подчёркнутая верхняя середина
Ограниченные басовые возможности
Неоптимальные характеристики в двери
ОДНИМ СЛОВОМ...
Громкая, хотя и не басовитая ящичная акустика
РЕЙТИНГ
Конструкция
8
Частотная характеристика
8
Чувствительность
9
Басовый потенциал
6
Звук
8
Итог
39

На корпусе динамика закреплены катушка с железным сердечником, оксидный конденсатор и варистор - элементы фильтра ВЧ 2-го порядка.
Бас неглубокий, но с красивым, чётким рельефом. Атака проработана чуть хуже, и контрабас не всегда чувствует себя уверенно. Мужчины-вокалисты как будто чего-то недоговаривают, и голосам недостаёт основательности. Женский вокал звучит ярко, но трактуется слишком прямолинейно - не хватает той самой женской таинственности. Скрипки немного бесплотны, но каждое движение смычка передаётся отчётливо. Ударная динамика барабанов немного сглажена. Тарелки как будто увеличены в размере, хотя и не претендуют на особое место в звуковой сцене. Верх в целом довольно музыкален. Рельеф баса проработан должным образом, но атака немного смягчена. Звуковая сцена широкая и протяжённая по глубине.

Бесплатный совет: Динамики имеет смысл развернуть примерно на 20 градусов от оси.



МЁД & ДЁГОТЬ

Непредсказуемые изделия коаксиалы. Выставляя оценки, эксперты на цену не смотрят, им это как бы и ни к чему. А потом, когда участники со своими оценками выстраиваются по росту, в смысле - по цене, случаются сюрпризы. Так и сегодня: самых высоких оценок удостоились две модели из числа представленных. Одна делит пальму первенства по цене ещё с двумя участниками, оказавшись в самом конце списка, но по достоинствам заметно выделяется - Cadence. Помимо того, что эта акустика, безусловно, состоялась как коаксиальная, у неё в запасе есть и альтернативная карьера, компонентного набора. Поскольку конструкция - трансформируемая. Здесь всё ясно. Но второй обладатель наивысшей оценки - Ivolga - стоимостью меньше, чем 40% от первого победителя. И главное, придраться-то было не к чему - откровенно недооценённый продукт (лишь бы теперь продавцы не кинулись это исправлять).
Ближе всех к этим двоим оказался Rockford Fosgate, к нему тоже претензий было по минимуму, хотя сама по себе концепция крупного коаксиала поводов для претензий дать может достаточно. И наконец, три участника заслуживают «Рекомендации» и повышенного интереса. Это Hertz, Boston и Audiotop. Набор достоинств у них сопоставимый, но обратите внимание: Hertz при этом обойдётся примерно в половину того, во что обходятся остальные два. Не в деньгах счастье, конечно, но и счёт они, говорят, любят...

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!