Компонентная акустика AD MM3
Встреча миллениума Прямых указаний на этот факт найти не удастся, но по косвенным «ММ» в обозначении флагманской акустики фирмы Audio Development - первая и последняя буквы слова millennium, по-нашему - тысячелетие.
Так фирма отметила начало новой эпохи, не пожалев сил и технологии на организацию торжества. Вы, кстати, не забыли, как на этой планете встречали новое тысячелетие? В два приёма: сначала - радостно и дружно квасили за двухтысячный год, потом (как будто годом раньше это было неизвестно) всем возвестили, что тысячелетие начинается только в 2001 году, пожалуйте к столу. И ничего, все живы-здоровы, праздник лишним не бывает. Итальянцы из AD встречали тысячелетие тоже в несколько этапов, но не за праздничным столом, а за рабочим. Трудовыми, так сказать, подарками. Вначале увидели свет отдельные компоненты серии ММ. Потом - двухполосный комплект, ещё потом - трёхполосный. Под комплектом имеется в виду то, что мы всегда в виду имеем: набор головок и персонально к ним относящийся кроссовер. Именно такая группа компонентов и поступила к нам для детального изучения, по нашему же прямому настоянию. Дело в том, что сепаратно компоненты ММ нам не раз приходилось видеть в составе аудиосистем, как правило - очень высокого уровня. Но эти системы были устроены по поканальному принципу, когда установщик решает, как и где делить частотные полосы. Любопытно было взглянуть, как на это смотрят сами разработчики, уж они-то свои изделия знают досконально. Тем более что весь наш опыт показывает: в области car audio итальянцы ерунды на делают. Да и в других областях, надо отметить, тоже. Они нам Кремль построили, между прочим. Если и есть претензии к этому сооружению, то они не относятся к архитектуре и качеству строительства. Праздник встречи миллениума начался ещё на этапе вскрытия упаковки, давно не видели солидности в таких масштабах. Шкатулка, в которой семья среднего достатка не постеснялась бы держать реликвии, внутри заполнена деревянными вставками, к которым капитально (сквозь все имеющиеся отверстия) прикреплены все входящие в набор головки. Всего, как нетрудно сообразить, шесть штук. Отвернув все шесть, смотрим и, как бы это сказать... удивляемся. Вот мидбас ММ6. Конструкция корзины не штампованная и не литая. И даже про материал одним словом не скажешь. Верхнее и нижнее кольца выточены из алюминиевого сплава и отполированы, а затем стянуты восемью винтами со стальными стойками. Естественно, резонансные колебания, даже и возникнув, зачахнут на переходе из одного материала в другой. Попутно мы можем рекомендовать при инсталляции внимательнее отнестись к вибродемпфирующим свойствам оформления - обидно будет при абсолютно глухом диффузородержателе получить ящичные призвуки от оформления. Материал диффузора - двухслойная стеклоткань, очень жёсткая и наверняка довольно тяжёлая (это потом проверим). А тут ещё алюминиевый центральный колпачок. Подвес, как водится, резиновый, около 10 мм шириной. Магнит габаритами 100х19 мм выглядит весьма солидно. Диаметр осевого отверстия тоже впечатляет - 20 мм. И в этой связи (да и по внешним признакам) у меня возникают серьёзные сомнения в том, что диаметр звуковой катушки, как это явствует из фирменного описания, 26 мм. По мне - 32, и не меньше. Винтовые зажимы собственной конструкции, благодаря мелкому шагу резьбы они обеспечивают надёжную фиксацию акустического провода. (Наш фотограф, кажется, не сделал снимок мидбаса в чистый профиль, размер проставить негде. Так что я на словах: посадочная глубина мидбаса 56 мм.) Среднечастотник, особенно любимый авторами топовых соревновательных установок, не похож вообще ни на что. Корпус MM4 выточен целиком из алюминиевой плиты в два мужских пальца толщиной, затем фрезерован, чтобы получились «спицы», и, как положено, отполирован. Обращённая магнитная система с неодимовым магнитом обеспечила головке минимальные габариты и, в частности, минимальную посадочную глубину (40 мм), часть из которой (разность между 40 мм и двумя пальцами) приходится на перфорированный купол,
Корпус твитера с шёлковым куполом, естественно, тоже выточен из алюминия. Диаметр мембраны определён как 26 мм, и нам остаётся лишь поверить описанию, поскольку защитная сетка выполнена несъёмной. Известно также, что задний объём твитера состоит из двух камер, соединённых между собой каналами - такие конструкции в ходу, когда требуется расширить полосу пищалки в сторону средних частот. Если начать разбираться со схемой кроссовера, покажется, что он несложен, но при этом и непрост. Посудите сами: в трёхполосном кроссовере три катушки (все - воздушные), но всего два конденсатора. Остальное - резисторы, которые помогают согласовать уровни всех головок и при необходимости обеспечивают аттенюацию среднечастотника и твитера. Плёночный конденсатор и одна из «младших» катушек работают в фильтре ВЧ твитера. Оставшиеся две катушки и конденсатор образуют фильтры для басовой и среднечастотной головок, причём очевидно, что итальянцы старались минимизировать присутствие ёмкостей в цепи головок, есть мнение (дискуссионное, но сейчас не будем), что конденсатор, в отличие от катушки индуктивности без сердечника, никогда не бывает нейтральным в звуковом отношении. Дискуссии дискуссиями, а рисковать конструкторы, видимо, не хотели. Поэтому бас включён через обычный фильтр НЧ 2-го порядка, а цепь среднечастотника образует звено последовательного фильтра ВЧ, когда звуковая катушка шунтируется индуктивностью, а ёмкостей в цепи СЧ нет вообще. При этом оказывается, что среднечастотник поверху ничем не фильтруется, к чему это приведёт, увидим при измерениях. Венчает произведение итальянских аудиозодчих комплект защитных решёток для НЧ и СЧ-головок (пищалка свою носит при себе). Решётки так и называть-то неудобно: это вырезанные на лазерной установке изображения логотипа фирмы. Здесь вспоминается любопытная история: эти решётки появились на свет не без участия наших соотечественников, вернее - соотечественницы и вернее - бывшей. Впервые такие решётки были сделаны по личному указанию главного специалиста AD Клаудиуса Ниореттина для машины звезды итальянского телевидения Наташи Стефаненко. Дизайн получился настолько удачным, что его запустили в серию
При прослушивании, предваряющем измерения, сразу заметили, что чувствительность у этой акустики не самая высокая: чаще всего регулятор громкости в источнике мы устанавливаем на отметку 19, здесь же пришлось поднять его до 21. Теперь определяемся с аттенюаторами. Соло на ударных. Тарелки весьма звонкие, но при включенном аттенюаторе они совсем
«Money», Pink Floyd. Голос Уотерса словно немного уменьшен, да и вся звуковая сцена как бы отдалена от слушателя, за исключением бас-гитары. Атака баса проработана не идеально, но бас глубокий, динамичный, с точнейшим рельефом. Саксофон музыкален, но излишне напорист и на верхних «полусредних» нотах не свободен от лёгкой хрипотцы. В громких проходах, когда Гилмор, Райт и Уотерс стараются от души, акустика порой теряет связность изложения. Теперь разворачиваем оси излучения внутрь. Исчезла чрезмерная звонкость хай-хэта, и, что самое интересное, вокал занял своё место по глубине сцены. У саксофона появилась интеллигентность, хотя лёгкая хрипотца не исчезла (сейчас она уже обусловлена свойствами комнаты, в салоне авто всё может быть иначе). В женских голосах усилены горловые ноты, но вокал при этом очень плавный и воспринимается как живой. (Ну, сел слегка голос у Ребекки Пиджин – может, попила холодненького вчера.) Локализации инструментов на редкость чёткая, что, как принято считать, у акустики является признаком «породистости». Использование данных материалов допускается только с разрешения автора. |