0

Сравнение

VIP Club

Особое мнение

Автор статьи: Сутыгин Алексей
01.12.2014 962 0

Акустические системы Brodmann Festival F2

Йозеф Иоганн Бродманн (1763-1848) был выдающимся производителем роялей в XVIII-XIX вв. На инструменте его работы играл Людвиг ван Бетховен. Ученик Бродманна, Игнац Безендорфер, был дружен с Ференцем Листом и впоследствии составил конкуренцию самому Генриху Энгельгарду Штайнвегу... А теперь перенесемся на сотню лет вперед. Австриец Ганс Дойч, выпускник Зальцбургского Моцар-теума, Брауншвейгского технического университета и Рейнско-Вестфальского технического университета Ахена, работает тонмейстером у Герберта фон Караяна, а параллельно, в силу вышеуказанного технического образования, занимается электроакустическими исследованиями и разработками. На стыке тысячелетий начинается сотрудничество Ганса с рояльной фабрикой Bosen-dorfer - сотрудничество хоть и весьма результативное, но, к сожалению, не слишком долгое, ведь в самом конце 2007 года фабрику покупает их давний конкурент - японская компания Yamaha, которой не факт, что нужны чужие музыкальные инструменты, а уж колонки и подавно. Ничего не остается, как вернуться назад, к истокам. И спустя какое-то время производство АС возрождается, но уже под брендом Brodmann.

Основной принцип проектирования (и производства) акустических систем, разработанных Гансом Дойчем, - не подавление и не культивирование корпусных резонансов, а их контроль и распределение. Собственно говоря, ровным счетом так, как происходит при создании музыкальных инструментов и в первую очередь - роялей. Первой и на сегодняшний день, пожалуй, самой известной серией акустических систем, использующих эту идею, стала Vienna Classic. За ней последовала чуть более упрощенная Belvedere, затем бескомпромиссная Joseph Brodmann и наконец - достаточно бюджетная Festival, с флагманом которой под индексом F2 мы и познакомимся. Кстати, несмотря на откровенно «классические» корни, в линейке этого производителя есть и АС центрального канала, и настенные колонки, а также сабвуфер и даже «встройка».

Конструкция

В акустических системах установлено в общей сложности 3 динамика, причем на передней панели имеется только твитер, обрезанный снизу фильтром первого порядка (проще говоря - конденсатором) на частоте 2150 Гц. На боковых стенках, несоосно друг другу, закреплены два СЧ/НЧ-динамика с диффузорами из целлюлозы, армированной углеволок-ном и коноплей. Их акустическое оформление сам Дойч называет рупорным резонатором, «по мотивам» резонатора Гельмгольца. Та часть внутреннего объема АС, на который нагружены тыльные поверхности диффузоров, используется как предрупорная камера, то есть является, по сути, акустическим трансформатором. Эта камера сопрягается со своего рода внутрикорпусным рупором через узкую фазоинверторную щель, выходящую в несъемное основание корпуса. В итоге, результирующая АЧХ формируется не только за счет фактически имеющихся излучателей, но и «продляется» вниз с учетом виртуального НЧ-динамика. В нашем случае мы имеем дополнительный «излучатель», работающий до 130 Гц с крутизной среза 4,5 дБ на октаву. Можно предположить передаточную функцию в области НЧ, близкую к закрытому корпусу, но с высокой полной добротностью и внесенными элементами потерь в корпусе. Динамики закрываются защитными элементами, «попутно» отвечающими за характер распространения СЧ-диапазона,так что снимать их без особой на то необходимости не рекомендуется. Страна производства АС - Австрия.

Прослушивание

Сказать,что акустические системы Brodmann стоят особняком среди прочих, значит не сказать ничего. Что ни говори, а у производителя музыкальных инструментов - свой взгляд на явление под названием «звук». Он как никто другой посвящен в таинство его зарождения и по праву посвященного лучше всех знает, что и как с этим самым звуком надо делать. Да и, к тому же, вековые традиции имеют тенденцию обрастать если не мистикой, то тайным знанием, что зачастую оказывается действеннее механистичного подхода приверженцев микрофона и осциллографа. В конце концов, представлять музыку в виде двоичного кода научились относительно недавно. Первые попытки её записи теряются на заре древнейших цивилизаций, а время её возникновения и вовсе выходит за пределы воображения современного человека. И в таких случаях опыт, с точки зрения конечного результата,часто оказывается ценнее знаний, а уж опыт, помноженный на знания, не оставляет конкурентам ни единого шанса. И пусть кто-то возразит, что акустическая система -это не рояль: я, в свою очередь, готов парировать: «Но ведь и не мебель!»

Что с самых первых минут так притягивает взгляд к Brodmann Festival F2? Безусловно, достаточно необычный - даже по нынешним временам - внешний вид. Изящные утонченные корпуса с единственным ВЧ-излучателем, вынесенным на узкую фронтальную панель. Кажется, они просто не могут играть, но это впечатление живёт лишь до того мгновения, пока не нажата клавиша Play или пока игла не коснулась поверхности виниловой пластинки. Дальше начинается таинство. Это сложно описать словами, но звучание Brodmann не похоже ни на что. Оно притягательно, ненавязчиво и, кажется, создано для того, чтобы возрождать к жизни клавиры Моцарта и скрипичные концерты Вивальди. То, что Brodmann F2 продемонстрировали лично мне, показалось почти божественным. Я не возьму на себя ответственность оценивать микро-и макродинамику, но общая канва произведений была выдержана безупречно. В какой-то момент мне показалось, что парадигма этих акустических систем переплетается с идеей акустических решений, в основу которых положена идея воспроизведения всего звукового диапазона одним динамиком. Но в процессе прослушивания я понял, насколько сильно ошибся. Частотный диапазон Brodmann F2 выходит далеко за рамки широкополосных систем.

Способность F2 воссоздавать акустическое пространство даст фору изделиям многих именитых производителей. Можно спорить о том, насколько оно натурально и соответствует исходному, но многие ли из нас готовы оживить в памяти пяток-другой студий звукозаписи?

«Blue Light Til Dawn» Кассандры Вилсон оживает калейдоскопом красок, и палитра включает в себя всю гамму оттенков - от альтернативного джаза до этники. Brodmann F2 явно неравнодушны к женскому вокалу и «тянут одеяло на себя». То есть подчеркивают среднечастотную составляющую, демонстрируя своё видение генезиса звука. С точки зрения восприятия среднестатистического любителя музыки это может восприниматься как дефицит басов на композиции «Thunderstruck», а с точки зрения знатока музыки - на рояле не играют хард-рок и метал. Ну или почти не играют.

«Song Of Isolde» с альбома «Eolian Minstrel» Андреаса Фолленвейдера приотворяет ещё одну грань таланта Festival F2. Способность акустических систем становится центром притяжения интересов, притягивая к себе внимание, заставляя вслушиваться, закрывая глаза и погружаясь в пучину музыкального материала. Магия первоисточника, помноженная на «талант» акустических систем, порождает потрясающий результат. Прослушивая запись «Clannad», я подумал о том, сколь часто мы проходим мимо настоящих жемчужин, не замечая их в силу ограниченности тракта, и в первую очередь - акустических систем. Разменивая умение систем воспроизводить действительно достойные записи в угоду способности отыгрывать сиюминутные хиты - и тем самым обкрадывая себя.

Низкочастотный диапазон Festival F2 воспринимается несколько странно. Системы адекватно воспроизводят звук литавр и массы других ударных инструментов, но попытки прослушать на них что-либо из области тяжелых жанров не впечатляют. И создается ощущение, что это не конструктивное ограничение: это,скорее, осознанная идиосинкразия. Словно код опознавания «свой-чужой» зажигает лампочку на приборной панели. Ну вот выпадают данные музыкальные жанры из системы ценностей разработчиков Brodmann. Плохо ли это? Думаю, что это большой и жирный плюс. Мне кажется, что этому миру, сбившему дыхание в погоне за универсальностью, давно не хватало систем, способных вычленить самые светлые гармоники из того, что мы привыкли называть музыкой.

ВЫВОД

Brodmann Festival F2 - весьма неоднозначные системы. Они схожи с одновременно звучащими нотами. Кто-то услышит в них какофонию, кто-то - изумительный по своей красоте звукоряд. Они не для всех. Это уж точно. Найдут ли они свой путь к сердцу вдумчивого слушателя - я не знаю. Найдёт ли он для себя эти системы? Я надеюсь, что да. Они этого достойны. Они не показатель статуса и не предмет интерьера, не повод похвастаться перед друзьями: обладание ими - процесс столь интимный, что не терпит хвастовства и показухи. И потому трижды подумайте, готовы ли вы принять под свою крышу одно из изделий Brodmann, ведь оно может в корне изменить вашу жизнь.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!