Инсталляция ДК на цокольном этаже загородного особняка
Знакомясь с очередной инсталляцией, в который раз приходится убеждаться, что мелочей при создании домашнего кинотеатра любого уровня не бывает - махнешь рукой на одно и приходится жертвовать остальным, а в результате получается совсем не то, что хотелось
В домашнем кинотеатре (ДК), организованном на цокольном этаже загородного особняка, превалировал классический стиль интерьера, причем замысел хозяев был таков - сначала дизайн, а потом все остальное, т.е. по сути дела, инсталляторы были поставлены перед фактом. К тому же, изначально в проекте дома не предусматривалось отдельное помещение для кинотеатра и зал для High End-стереосистемы. Больше того, специалистам пришлось заново прокладывать все коммуникации, т.к. все отделочные работы в особняке находились в завершающей стадии. Пожалуй, сегодня такой случай можно назвать исключением, нежели правилом. Тем не менее заказ был выполнен в срок и с надлежащим качеством. ► Звук сквозь изображение Рассказать о проекте мы попросили сотрудника компании «СФК» Николая Федотова. Особенно любопытно было услышать о нюансах, возникших при выборе и размещении проекционного экрана. Кстати, без экспериментов здесь не обошлось, а где есть эксперимент там всегда интересно. В первую очередь, инсталляторы руководствовались двумя основными критериями - это габариты помещения (9x6x2,5 м) и световой поток видеопроектора. Но был еще один параметр, который нельзя было оставить без внимания - акустические свойства экрана. Каким же образом звук может быть связан с изображением? Итак, обо всем по порядку. Первичные расчеты показали, что если колонку центрального канала разместить традиционно под экраном, то придется пожертвовать размерами изображения (уменьшится диагональ экрана) и в какой-то степени качеством звука. Конечно, дизайн B&W НТМ 1 настолько необычен, что им можно любоваться постоянно, но как вы сами понимаете, задачи у инсталляторов были совершенно другие. Именно поэтому они решили пойти на эксперимент и разместить центр-спикер за экраном на уровне зрительских ушей. Естественно, что при таком раскладе «картинка» приближается примерно на 70 см (глубина АС плюс зазоры между стеной и экраном). С одной стороны, это хорошо тем, что возникает ощущение присутствия в центре событий, разворачивающихся в фильме. А с другой - есть опасения в ухудшении комфортности восприятия изображения, ведь чем ближе мы находимся к экрану, тем заметнее огрехи «картинки». Таким образом, перед инсталляторами встала новая сверхзадача - найти проектор с параметрами, позволяющими добиться оптимального качества изображения при сравнительно небольшом расстоянии (3-4 м) от зрителя до экрана. В результате жесткого отбора между видеопроекторами нескольких производителей пальму первенства все-таки решено было отдать итальянской компании SIM2. Фаворитом стал 3-чиповый (DMD HD2 Texas instrument) DLP-аппарат элитной серии Grand Cinema с внешним процессором второго поколения DigiOptic Image - НТ500 Link. Проектор понравился заказчику достойным качеством изображения и низким уровнем шума системы охлаждения лампы. Кстати, на тот случай если вдруг произойдет неожиданное отключение электричества, аппарат подсоединен к сети через блок бесперебойного питания АРС SU 620 INET, что гарантирует постепенное остывание лампы. За этими рассуждениями мы совсем забыли об экране и о том, какое отношение он имеет к акустике. Так вот, как вы уже, наверно, догадались, чтобы звук центрального динамика не искажался, материал экрана должен быть полностью акустически прозрачным. В конечном итоге инсталляторам удалось подобрать моторизованный экран Vutec Lectric I 133" Soundscreen большого размера (от потолка до пола) и с нужными свойствами.
Что касается остальных театральных компонентов, то, кроме бюджета, отведенного на создание домашнего кинотеатра, инсталляторы руководствовались пожеланиями заказчика, советами дизайнеров и, конечно, собственным опытом. Так, например, основными критериями, по которым выбирали DVD-проигрыватель Lexicon RT-10, стали универсальность (помимо обычных форматов воспроизводит DVD-Audio, SACD, MP3) и наличие разнообразных AV-выходов (2 композитных, 2 компонентных, S-Video) включая цифровые (AES/EBU, коаксиальный, оптический). Для AV-процессора выдвигались более серьезные требования, т.к. фактически это «мозг» всей системы. На аппарате лежит ответственность за декодирование 7.1-канального звука в различных аудиоформатах (Dolby Digital EX, Dolby Pro Logic II, dts-ES, dts Neo:6, LOGIC 7, THX Surround EX). Еще одним весомым аргументом в пользу процессора Lexicon MC-12, стала функция автоматической настройки звука под конкретное помещение. Благодаря этой уникальной возможности AV-процессора у инсталляторов и дизайнеров не возникло абсолютно никаких противоречий (в плане акустического и эстетического оформления помещения).
► Кино как часть системы Поскольку кинотеатр интегрирован в систему умного дома, управление всеми компонентами ДК и светом осуществляется с помощью переносной сенсорной ЖК-панели Crestron STXI-1700 СХР с цветным дисплеем 5.7" (разрешение 320x240) или с панелей встроенных в стену. Возможности данной автоматизированной системы поистине безграничны, а пользовательский интерфейс создан программистами с учетом специфических пожеланий заказчика. Убедиться в гибкости интуитивно понятного управления нам удалось воочию. В заключение увлекательной экскурсии по дому мы попросили Николая поставить какой-нибудь фильм. Оказалось, для того чтобы начать просмотр, нужно просто загрузить диск в DVD-плейер. Дальше все как в сказке - в то время, как мы присаживались в уютные кресла, экран медленно разворачивался, а свет постепенно гас. Изображение и звук были настолько естественными, что создавалось впечатление, будто находишься среди персонажей фильма. Может быть, инсталляторам следовало предусмотреть пристяжные ремни в креслах, чтобы забывшийся зритель не сорвался с места на помощь какому-нибудь герою? Использование данных материалов допускается только с разрешения автора |