0

Сравнение

VIP Club

Музыкальные деликатесы: история Vienna Acoustics

Автор статьи: Мунтяну Юрий
25.10.2023 2951 0

Эта австрийская, как несложно догадаться из ее названия, компания была основана в 1989 году, а ее бессменным руководителем и главным генератором идей является Питер Ганстерер. Несмотря на то, что буквально через 2 года после основания компания уже приняла участие в крупнейшей выставке потребительской электроники, первые годы безусловно ушли на поиск и становление собственного пути. Тут уместно вспомнить например модель Musi, изготовленную из 38 кленовых колец и оснащенную коаксиальным динамиком, а также усилитель Cubus на лучевых тетродах КТ88 в триодном включении.



история Vienna Acoustics

К середине 90-х гг. прошлого века Питер сформировал основные убеждения относительно конструктива собственных колонок. Прежде всего, корпус АС не должен участвовать в звукоизвлечении, ему следует оставаться полностью нейтральным, «мертвым» в хорошем смысле этого слова. Можно идти на различные ухищрения, а можно решать проблему «в лоб», используя толстые и очень толстые панели MDF и HDF для производства корпусов.



история Vienna Acoustics

Затем, не нужно изобретать велосипед и пытаться заставить звучать то, что делает это с большим трудом и массой оговорок: лучше классического динамического излучателя пока никто ничего не придумал. Бумага, ткань и различные композиты, в чистом виде и многослойные, — прекрасные материалы для диффузоров, а вот металл, будь он хоть крылатым, хоть подводным — не самый лучший выбор.

Что же касается точки отсчета в оценке качества своих изделий, то Питер предпочитает сравнивать их с живым звучанием в концертном зале Музикферайн. Зданий с такими акустическими свойствами, где при строительстве интуиции и таланта было больше, чем формальных инженерных расчетов, по всему миру единицы. Можно вспомнить еще разве что берлинский Концертхаус и амстердамский Концертгебау. Примечательны они благодаря своим уникальным звуковым качествам, полученным еще до появления архитектурной акустики, основателем которой считается американский физик Уо́ллес Клемент Сэ́бин.



история Vienna Acoustics

Первым массовым успехом компании стала серия колонок Classic 1995 года, названных по именам европейских композиторов, при этом распределение имен соответствовало масштабу, сложности и выразительности их произведений. Так например, самая маленькая полочная колонка получила имя Йозефа Гайдна, представителя венской классической школы и создателя мелодии, легшей впоследствии в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Год спустя у серии появился напольный флагман по имени Mahler.



история Vienna Acoustics

Двадцать лет назад, как раз в разгар увлечения хайтеком, была разработана и выпущена серия колонок в изящных алюминиевых корпусах, названная по имени Арнольда Шёнберга, а еще через год серия Classic сменяется серией Concert Grand, где под прежними именами композиторов выпускаются существенно модернизированные модели. В период с 2013 по 2020 годы выпускается серия Concert Grand Symphony Edition, а три года назад появилась модель версии Signature.

история Vienna Acoustics

Густав Климт — австрийский художник, живший и творивший на рубеже XIX-XX веков, ставший у себя на родине основоположником стиля модерн. В январе 2007 года на выставке бытовой электроники в Лас-Вегасе был представлен прототип напольных колонок новой флагманской серии Klimt. Модель называлась «Музыка», по имени одной из работ живописца. Спустя год состоялась презентация центрального канала, названного в честь еще одной его картины, «Поэзия» и полочных колонок «Поцелуй».

Нынешний флагман компании заслуживает отдельного внимания. Конструктивно АС состоит из двух фактически независимых корпусов. Верхний, в котором установлен 2-полосный коаксиальный динамик, имеет закрытое акустическое оформление и находится в своего рода кожухе, относительно которого может менять направленность излучения по вертикальной оси, с помощью установленного на задней панели винта. В свою очередь сам кожух закреплен тыльной частью на вертикальном металлическом штыре, что позволяет ему менять направленность излучения уже по горизонтальной оси. Блокиратор угла поворота также находится на задней панели АС. Материал корпуса – HDF с толщиной стенок от 40 мм и более, поэтому дополнительное внутреннее демпфирование в данном случае выполняет уже вспомогательную роль.



история Vienna Acoustics

Уникальный СЧ/ВЧ-динамик был создан специалистами компании фактически с нуля. Причиной его появления послужила давняя любовь Питера к коаксиальным конструкциям, отличающимся прекрасными фазокогерентными характеристиками. Однако у подобного рода решений зачастую присутствует существенный недостаток, а именно – рупорная нагрузка на твитер в лице конусного диффузора СЧ-динамика, который вдобавок еще и постоянно двигается. Вывод оказался достаточно прост – необходимо изготовить плоский СЧ-диффузор. Но как? И тут на помощь пришли уже давно ведущиеся компанией разработки материалов диффузоров. Так появился на свет Flat-Spider-Cone с плоской многослойной мембраной на основе термопластичного полимера TPX. Это полипропилен с малой плотностью и высокой температурой плавления (240°С). Структурную жесткость конструкции придают армирование стекловолокном и радиальные ребра на тыльной поверхности диффузора, с внешней стороны он закреплен на корзине с помощью обращенного С-образного подвеса. На акустической оси размещен твитер с дюймовым шелковым куполом, ручной пропиткой и неодимовой магнитной системой.

Как ни странно, у «Музыки» целых два твитера, второй расположен в верхней части нижнего корпуса. Это динамик производства японской компании muRata со сферической пьезоэлектрической диафрагмой, который воспроизводит частоты от 15 кГц. Для тех, кому имя этого производителя мало что говорит, хочу заметить, что это отнюдь не «гусар-одиночка с мотором», а фирма с многолетней историей и оборотом в несколько миллиардов долларов!



история Vienna Acoustics

За воспроизведение низких частот отвечают в общей сложности три динамика с прозрачными диффузорами, изготовленными из полимера X3P с узнаваемыми радиальными ребрами жесткости. Интересно, что несмотря на их параллельное подключение, верхний динамик имеет свой независимый объем и нагружен на порт фазоинвертора выходящий на заднюю панель. Два нижних же имеют общий объем и нагружены на аналогично расположенный сдвоенный порт.

Согласно терминологии самого Питера, все созданные им АС – 2-полосные (!), но… некоторые из них имеют интегрированный пассивный сабвуфер. А как известно, удел сабвуфера – работать до частоты от силы в 120 Гц, что мы в данном случае и наблюдаем. Раздел полос производится фильтрами первого порядка и также традиционно для компании используется лишь одна пара клемм для подключения усилителя.



история Vienna Acoustics

Корпус АС покоится на двух литых металлических опорах, которые крепятся к основанию на массивных болтах. В опоры в свою очередь вворачиваются тупоконечные шипы с контргайками, под которые во избежание повреждения пола можно подложить комплектные шайбы. Защитные сетки сделаны раздельными (для СЧ/ВЧ и НЧ) и крепятся к корпусу посредством магнитов. На задней панели имеется табличка с подписью самого Питера, удостоверяющая, что колонки собраны вручную непосредственно в Вене.

Первое правило настройки – расстояние между АС не должно быть меньше, чем расстояние от них до слушателя. Второе – оси излучения нижних частей АС должны пересекаться примерно в метре за спиной слушателя, а верхних – в полуметре за ним. Начинать позиционирование АС стОит как минимум в метре от задней и боковых стен и постепенно продвигаться вглубь комнаты. Но с точки зрения качества звучания расстояние между АС в случае компромиссного решения (например, в небольших помещениях) более критично, нежели расстояние до боковых стен.



история Vienna Acoustics

Более точная настройка осуществляется изменением направленности излучения СЧ/ВЧ-динамиков в горизонтальной плоскости. При их сведении к центру возникает «потепление» звучания, в то время как разнос увеличивает ясность. Первоначальное положение опорных шипов определяется зазором примерно в 1 см между контргайкой и верхней кромкой металлической планки. Высота АС относительно пола влияет в первую очередь на высоту и стабильность музыкальной сцены.

Окончательную «подгонку» при необходимости можно завершить посредством трех переключателей на задней панели, обозначенных буквами M, UB, LB. Это не что иное, как Midrange, Upper-Bass и Low-Bass. Каждый из этих переключателей способен изменять на пол децибела отдачу АС на частотах 1200, 120 и 30 Гц соответственно. Как несложно догадаться, верхнее положение этих тумблеров соответствует большему уровню.



история Vienna Acoustics

Совершенно очевидно, что в соответствующем тракте и при должной настройке «Музыка» обеспечивает окончательное решение аудиофильского вопроса, а 10 лет назад в Мюнхене ребята показали своего рода «Климт на минималках», модель, получившую имя Ференца Листа. Тут стоит отметить, что исходно музыкальные названия моделей сформировали о продукции компании мнение, как о решениях исключительно для стереосистем. Оно в корне ошибочно, а если вам нужны доказательства — просто полюбопытствуйте, какие колонки стоят в головном офисе компании DTS.

Последние несколько лет компания развивалась весьма последовательно, пока на прошедшей в мае выставке High End в Мюнхене не была представлена дебютная для этого производителя и революционная по сути активная акустическая система Mozart Infinity. Активные колонки — решение на сегодняшний день не такое уж и редкое, но с учетом провенанса этого производителя — крайне многообещающее.



история Vienna Acoustics

Судя по ряду признаков, в новинке используется модуль StreamUnlimited с усилителями Hypex Ncore мощностью по 125 Вт на канал. С его помощью можно подключаться ко всем популярным потоковым сервисам, а также задействовать традиционные аналоговые и цифровые входы. В качестве цифро-аналогового преобразователя используется конвертер ES9038Q2M, а для управления предназначено проприетарное приложение либо клавиши на одной из колонок.

На сегодняшний день компания Vienna Acoustics — далеко не самый старый, самый большой или самый известный производитель акустических систем, но прикладываемые ею усилия и получаемый результат позволяют смело возвести ее модели на аудиофильский Олимп, ведь каждая из них достойна как минимум пристального внимания, за которым почти наверняка последует закономерная синергия между слушателем и исполнителем.




Герои статьи
Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!