0

Сравнение

VIP Club

Полочная акустика $475-592

Автор статьи: Антонов Андрей
22.10.2004 6998 0
Небольшие, но даже сравнительно недорогие акустические системы обладают одним важным свойством: они способны вызвать своим звуком сильные эмоции. Нередко именно с этих маленьких штук в меломанах и меломанках пробуждается аудиофилия. В заголовке к этому материалу есть и второй смысл. Для компактных аудиосистем пол - в смысле, та самая поверхность, по которой мы ходим у себя дома, - не имеет особого значения. Большие и тяжелые колонки гораздо чувствительнее к своей опоре - ведь пол для них как бы еще один акустический компонент в системе. Полочную акустику, или мониторчики, как ее еще называют, обычно ставят на стойки, размещают на полках или подвешивают на удобной высоте и сразу получают от них приемлемое звучание.

Но не подумайте, что маленькие аудиосистемы менее капризны в установке. Они гораздо острее реагируют на высоту расположения, на удаление от стен и на то, что и как обеспечивает их контакт с опорой. Меломаны, которые не поленились повозиться с инсталляцией и настройкой мониторов, вдруг обнаруживают для себя огромную разницу в звучании. А разве не с таких открытий начинается аудиофилия? Выбрав для теста пять небольших мониторов ценой 450-600 долларов за пару, мы поставили перед собой цель не только оценить их звучание в нашей экспертной системе. Для каждой пары отыскивали то сочетание «внешних» факторов, при которых их звучание получалось наиболее верным, ясным и сбалансированным. О своих наблюдениях мы расскажем вам по ходу теста, а заодно попробуем дать определенные рекомендации по установке будущим владельцам компактных АС.

Вот наша экспертная система: интегральный усилитель Arcam A32 FMJ ($1352), компакт-дисковый проигрыватель Primare D20 (?1550), межблочный интерконнект Accuphase Super Refined Cable ($300) и две связки акустических проводов. Один попроще - стандартный медный Monitor Cable Black&White ($100). Второй - плоский серебряный NordOst Blue Heaven ($300), предназначенный для подключения по схеме bi-wiring. Еще в тесте мы использовали высококлассные мониторные стойки Dynaudio, которые дороже некоторых систем в тесте. Но цена не главное. Аналогичных результатов вы можете достичь и на стойках подешевле. Важно, чтобы они обладали высокой жесткостью, стояли на шипах и имели опору на высоте от пола около 60 - 70 сантиметров.

«Обязательная программа» субъективной оценки звуковых качеств систем фактически была представлена лишь одним специализированным диском - «Focal JMLab Test & Demonstration Record #1». Сборник записей этнической музыки серии World Music (Auvidis/UNESCO Collection, приложение к музыкальному журналу «Gramophone», 1996) помог оценить натуральность звучания, способности мониторов вовлекать в звук. А вот эти CD - Dead Can Dance «Spiritchaser» (4AD, 1996), «Океан Эльзы» «Я на небе был» (Nova Records, 2000), Elastica (Geffen Records, 1994, 1995) - иначе как «киллерами» для небольших колонок не назовешь. Это либо очень сложный и низкий бас, либо очень глубокая, но плотная звуковая сцена, либо просто чудовищная динамика. Забегая вперед, скажем, что ни одна система не смогла справиться со всеми тремя последними дисками. Но что-то им удавалось, и порой удавалось на удивление хорошо.

AAD S-1 $475

AAD S-1
От 12-сантиметровых басовиков трудно было ожидать ровного и наполненного воспроизведения низких частот, но, слушая некоторые вещи dead can dance, есть чему удивиться.
Номинальное сопротивление 8 Ом. Частота раздела полос 3000 Гц. Чувствительность 87 дБ. Подводимая мощность 25-200 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 40 - 20000 Гц (при неравномерности ±3 дБ). Размеры 335х190х315 мм.
За: Глубокая и масштабная звуковая сцена. Широкий, начиная с низкого баса, диапазон воспроизведения.
Против: Потребность в более высокой мощности и. как следствие, немного сжатая динамика.
Вердикт: AAD S-1 лучше подходят для театра, но при хорошем усилителе могут с успехом использоваться в традиционных стереосистемах.

ЗНАКОМСТВО. AAD - это сокращенное American Acoustic Development. Компания разрабатывает и выпускает не только домашнюю, но и профессиональную акустику, а также динамики для car audio. Выбранные нами для теста АС - самые маленькие в серии «S», представляющей собой полный комплект акустики для домашнего театра, включая центр и сабвуфер. Сделаны S-1 качественно, хотя место производства нигде не указано. Их корпуса отличаются оригинальной формой. Выпуклые боковины, отделанные шпоном английской вишни, если смотреть на коло-ночки сверху, имеют форму куриного яйца, усеченного сверху и снизу. На передней и более широкой плоскости находится 25-миллиметровый ВЧ-излучатель с титановым куполом и 12-сантиметровый длинноходовый басовик. Последний имеет довольно внушительный резиновый кант, но сам диффузор, несмотря на «алюминиевый» цвет, выполнен из бумаги. Вторая плоскость - это узкая задняя стенка, на которую выведен порт фазоинвертора (внутри него есть сеточка, понижающая добротность системы) и стандартная пара клемм.
О колонках стоит также сказать следующее. Боковые стенки мощные, не резонируют, а сами системы отличаются довольно большим весом - 9,7 кг каждая. Разделением полос занимается фильтр с крутизной спада 12 дБ/окт., в котором используются полипропиленовые конденсаторы.
СЛУШАЕМ. Чувствительность S-1 кажется ниже среднего, поскольку они 8-омные, неудивительно, что производитель рекомендует использовать усилители мощностью до 200 Вт. Но даже с крепким «размашистым» каналом звучание получается не столько динамичным, сколько просто громким - звук как бы немного сжат, энергетики маловато. Тест на воспроизведение «Эластики» системы не прошли - не панк, а фанера какая-то.
Однако тембральный баланс неплох, несмотря на некоторый дефицит динамики по верху (из-за чего звучание получается как бы немного темным, сумрачным). Да и окрасок минимум - S-1 подкупают аккуратностью в середине, чистотой. Но особенно впечатляет бас. От 12-сантиметровых динамиков трудно было ожидать ровного и наполненного воспроизведения низких частот, но, слушая некоторые вещи Dead Can Dance, есть чему удивляться - даже самые низкие ударные инструменты просто обрушиваются на слушателя. Проблемы с линейностью есть лишь в той части диапазона, которая находится между басом и серединой - заметны легкие резонансные призвуки. Детальность воспроизведения S-1 на хорошем для их ценовой категории уровне, но все же тонкие музыкальные нюансы могут ускользать. У сцены незначительные огрехи. Глубина хороша, есть масштаб, но сложным по спектру мнимым источникам звука не хватает точности локализации - те, что с сильными высокочастотными составляющими, имеют свойство «липнуть» к колонкам. В результате воспроизведение получается как бы немного рассеянным, «театральным». Звучание колонок можно отчасти оживить «ярким» кабелем. К достоинствам S-1 я бы отнес и их терпимость к стенам помещения - даже при приближении к ним сцена не «плющится», а в звучании не появляется «каши». Стоит поэкспериментировать с высотой установки - у нас, например, почти получилось выровнять нелинейность между басом и серединой. А еще лучше эти колонки ставить не на стойки, а монтировать их на некотором удалении от стен с помощью кронштейнов - для хорошей фиксации (что также улучшит звук) в опорной части систем предусмотрены резьбовые втулки.

Klipsch RB-25 ?485


С чувствительностью и динамикой полный порядок. Голосисты, энергичны, с напором – и в то же время очень комфортны для прослушивания.
Номинальное сопротивление 8 Ом. Частота раздела полос 2670 Гц. Чувствительность 94 дБ. Подводимая мощность до 75 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 43-20000 Гц (при неравномерности ±3 дБ). Размеры 367х191х248 мм.
За: Высокая чувствительность, отличная динамика.
Против: Заметен ящичный призвук. Сцена берет количеством звука, а не качеством фокусировки.
Вердикт: RB-25 неплохой вариант для поклонников традиционного стерео и предпочитающих музыку, где требуется донести драйв.

ЗНАКОМСТВО. Klipsch Audio Technologies входит в число тех компаний-старожилов, которые в свое время очень много сделали для становления американской школы звука. Перед нами их сравнительно новая модель RB-25. Изготовлены в Китае. Имея не самые маленькие размеры, колонки не впечатляют своим весом - 6,4 кг. Стенки системы, выполненные из MDF и отделанные черным винилом, отзываются пустоватым призвуком. Другими словами, заглушены недостаточно.
На передней панели установлен твитер с 25-миллиметровым титановым куполом, утопленный в прямоугольный рупор Tractrix. За бас отвечает 16-сантиметровый драйвер с вогнутым диффузором из «кераметаллика» (анодированный алюминий с керамическим напылением). Грили к передней панели прилипают с помощью магнитиков.
Сам производитель относит RB-25 к модельному ряду Reference. Внутри, как заявлено, используются только аудиофильские компоненты: лавсановые конденсаторы, катушки с воздушным сердечником, соединители Bandwidth Balanced компании Monster Cable. Кроме того, колонки имеют две пары клемм и допускают подключение по схеме bi-wiring или bi-amping.
СЛУШАЕМ. Вот тут с чувствительностью и динамикой полный порядок. Голосисты, энергичны, с напором - и в тоже время очень комфортны для прослушивания. Звук истекает свободно. Однако не всем придется по душе, что местоположение кажущихся источников не фиксируется в пространстве. Звук истекает как бы отовсюду - это порождает ощущение «каши». Определенно у RB-25 самый мощный бас, хотя глубокие низкие частоты колонки и не пытаются воспроизвести. Мы попробовали расположить системы вблизи стен, ожидая заметного ухудшения, но ничего драматического не произошло. Низ стал чуточку плотнее, а звуковая сцена - пожалуй, самая грандиозная в нашем тесте - лишь совсем чуть-чуть потеряла в глубине. Вот вам преимущества фазоинвертора на передней панели и рупорной «пищалки», которая, кстати, в RB-25 воспроизводит и приличную часть середины!
В звучании присутствует ящичный призвук. Но подобная окраска обычно присуща концертной акустике, а поэтому большого раздражения не вызывает.
С нижней серединой колонки вообще справляются отлично - тональный баланс близок и идеальному, голоса звучат как живые. Чуть выше по спектру начинаются небольшие проблемы с ясностью (вероятно, есть фазовые несогласования), а на верхах RB-25 можно упрекнуть разве что в некотором недоборе динамики, из-за чего звучание получается будто отделенным от вас вуалью. Но серебряные кабели отчасти исправляют эту ситуацию - появляются и тонкие детали в сцене, и «острота» тарелок. С дисками-«киллерами» RB-25 справились играючи - системы действительно звучат не по-детски. А вот некоторые треки с тестового «Focal/JMLab» поставили колонки в сложное положение - то не хватало разрешения из-за «вуали», то точности построения сцены. Короче, поспешили в Klipsch отнести эти АС к Reference Series - как раз «референсности» им и недостает. Напоследок несколько рекомендаций. Ставьте эти колонки подальше от стен, не опасаясь сузить стереобазу. Пищалки должны находиться точно в плоскости прослушивания и быть направленными строго на вас. Любые отклонения от оси рупора чреваты окраской и грязью. На оси - 100% стерео.

Monitor Audio Silver S2 $566


Высокая отдача по низам сочетается с очень высокой чистотой звучания, ясностью, отсутствием даже малейших окрасок – любые музыкальные жанры этим системам по плечу
Номинальное сопротивление 6 Ом. Чувствительность 89 дБ. Подводимая мощность 30-200 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 40-30000 Гц (при неравномерности ±3 дБ). Размеры 300х175х270 мм. Масса 7,5 кг.
За: Отличная звуковая сцена, очень ровный тембральный баланс.
Против: Monitor Audio следует обратить внимание на более тщательное фазовое согласование головок и устранить источник странных дребезжащих призвуков.
Вердикт: Несмотря на некоторые производственные огрехи, Silver S2 остаются системами с незаурядным аудиофильским звучанием.

ЗНАКОМСТВО. Monitor Audio - британская компания с тридцатилетним стажем, которая имеет собственное подразделение по разработке корпусов, а также лабораторию, где конструируются динамики. Monitor Audio сделала также большой вклад в становление Hi-Fi, начав экспериментировать с алюминием в качестве материала для диффузоров, а позже заставила говорить о возрождении английской школы звука. В отличие от американской, у нее другие приоритеты, но какие именно, пока говорить не будем - надеемся, что это продемонстрируют новые колонки. Silver S2 имеют традиционные пропорции - в высоту и глубину их размеры примерно одинаковы. Корпуса выполнены из MDF-плит и хорошо заглушены. Качество отделки на вид никаких претензий не вызывает - сложно даже сказать, чем покрыты корпуса, шпоном или виниловой пленкой.
Позолоченный купол 25-миллиметровой пищалки закрыт проволочной сеточкой. Алюминиевый штампованный диффузор 17-сантиметрового басовика и сделаннал заодно с ним центральная «пуля».
Смысл? Сложно сказать. Гораздо важнее другой факт - что все драйверы, как и прежде, компания производит едва ли не вручную по своей фирменной технологии С-САМ.
На задней панели имеются раздельные пары клемм с позолоченными перемычками. В верхней части задней панели - круглый и довольно крупный порт фазоинвертора, а в комплекте прилагаются поролоновые заглушки, которыми можно «придушить» эффективность этой резонансной системы. Monitor Audio уделяет больше внимания не только корпусам и динамикам - как правило, и с качеством внутренней начинки у этой компании все в порядке. Не зря же их колонки заслужили такую любовь у самых взыскательных аудиофилов.
СЛУШАЕМ. Включение первого же трека с тестового диска «Focal/JMLab», изученного нами буквально наизусть, сильно озадачило. Ни одна из акустических систем еще не воспроизводила так звуковую сцену Musica Antiqua Ensemble: самая верная по масштабам ширина и глубина. Естественная, будто видимая глазами, сцена. Очень точный фокус, легко читаемые планы, прекрасно выдержанная пространственная ширина инструментов. Но без придирок мы не можем. Будь верхние и нижние полосы, воспроизводимые разными драйверами, чуть получше согласованы по фазе, сцену можно было бы признать и вовсе идеальной, как у систем втрое-вчетверо дороже, которые обладают способностью бесследно «растворяться» в воспроизводимом звуковом пространстве. Silver S2 не блещет утонченностью воспроизведения с недорогим кабелем Black & White - с Blue Heaven звучание определенно лучше. Нет никаких замутненностей, больше подробностей, аккуратнее организован гармонический ряд. Также нам пришлось вставить поролоновые заглушки, чтобы получить более ровный бас. Обладая довольно высокой чувствительностью, Silver S2 радуют уверенной и ровной во всем диапазоне динамикой. Высокая отдача по низам сочетается с очень высокой чистотой звучания, ясностью, отсутствием даже малейших окрасок - любые музыкальные жанры этим системам по плечу.
Хотя, кажется, насчет окрасок мы несколько поспешили. Изредка на некоторых треках прослушивается несильный дребезжащий призвук, источник которого, скорее всего, сетка твитера. Так что особо придирчивым аудиофилам рекомендуем ее снять (это предусмотрено конструкцией).



Ruark Epilogue II $592


Середина у «эпилогов» необычайно чиста, линейна и подробна. Верх - по-аудиофильски точен, строг и невероятно быстр.
Номинальное сопротивление 8 Ом. Частота раздела полос 4000 Гц. Чувствительность 87 дБ. Подводимая мощность 20-100 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 55-20000 Гц (при неравномерности ±3 дБ). Размеры 270х185х225 мм.
За: Хорошая динамика, несмотря на невысокую чувствительность. Ровное и прозрачное воспроизведение всего, что выше нижней середины.
Против: Звучание «осветлено» недостаточным уровнем воспроизведения нижних регистров.
Вердикт: С Epilogue II можно смело начинать аудиофильскую жизнь - желание поменять эти системы на что-то более дорогое возникнет не скоро.

ЗНАКОМСТВО. Любое изделие британской компании Ruark может служить эталоном качества изготовления в современной акустической индустрии. Поэтому, открывая коробку с Epilogue II, мы снова мысленно готовили себя к тому, что сейчас извлечем два шедевра.
Так и вышло. Маленькие, аккуратненькие, сделаны с необычайно высоким качеством. Черная передняя панель с красивой фактурой. Боковины из цельного дерева? На вид - да, но на самом деле они изготовлены из
18-миллиметровой плиты MDF. В заднюю панель впечатана красивая «медаль» фирменного руарковского сертификата, и если бы не прикрепленная рядом скромная бумажная наклеечка с надписью «Handcrafted in
England», эта блестящая бляха выглядела бы несерьезно. А тут уместно. Ну не конвейер же штампует эти «Эпилоги»!
У системы 19-миллиметровые пищалки с шелковым пропитанным куполом. Басовик 140 мм с диффузором из пропитанной бумаги. Профиль динамика специально оптимизирован, у него бутиловый подвес и высокопрочная полимерная корзина с мощной магнитной системой.
Никакой информации о внутреннем устройстве колонок производитель не приводит. Так что нам остается сказать, что, несмотря на крохотные размеры, эти АС отличаются приличным весом (по 6 кило каждая), выпускаются в четырех вариантах отделки и имеют по две пары клемм.
СЛУШАЕМ. По паспортным данным Epilogue II не обладают высокой чувствительностью, однако субъективно ее вполне достаточно. Эти малыши способны звучать динамично, свободно - на больших уровнях лишь прибавляется немного агрессии, но не возникает никакой грязи. Бас хлесток, «подсушен», но начиная с умеренно низких частот очень ровен - ни о каких фазоинверсных «горбах» и говорить не приходится, хотя системы не принадлежат к классу закрытых конструкций. И пусть им немного недостает низкочастотной «основы», не составляет никакого труда различать в общей звуковой палитре различные басовые инструменты. Прорисовка, как у очень дорогих систем.
Не понравилось, что некоторый дефицит «мяса» переносится и на нижнюю середину - голоса не столь телесны и жизненны, как на других системах. Из-за этого звучание получается немного светлее обычного. Однако точность и ясность воспроизведения перевешивает все недостатки. Середина у «Эпилогов» необычайно чиста, линейна и подробна. Верх - по-аудиофильски точен, строг и невероятно быстр. И что удивительно, колонки прекрасно звучат с недорогим медным кабелем Black & White. С более дорогим серебряным проводником звучание получается даже менее выразительным - напряженным и порой неестественным.
Не может не радовать и звуковая сцена - компактная, но точно эшелонированная, имеющая не только глубину, но и высоту. Звуки не липнут к колонкам. Атака безупречна.
«Эпилоги», начиная с некоторого порога, чувствительно реагируют на приближение к стенам. Если поставить их ближе 30 сантиметров или вплотную, сцена потеряет глубину, но информативность воспроизведения не снизится - бас получается посочнее. Про такие колонки говорят: «Достал, поставил и наслаждайся». Мудрить с их настройкой почти не надо. А идеальным видится вариант установки на хороших и достаточно высоких стойках подальше от стен, с не очень широкой стереобазой - и, конечно же, с включением в систему мощного «быстрого» сабвуфера (обычные «театральные» не подойдут - они немузыкальны). В таком варианте справятся с любыми жанрами, а в чистом виде тяготеют к классике и акустическому джазу.

Unisound AU162 $500


Ровная и выразительная нижняя середина. Голоса «телесны» и естественны, звучание плотное, динамичное, быстрое. Иногда - даже с избытком темперамента.
Номинальное сопротивление 8 Ом, минимальное не указано, как и частота раздела. Чувствительность 89 дБ. Подводимая мощность от 20 до 80 Вт. Диапазон воспроизводимых частот 50-20000 Гц (при неравномерности ±3 дБ). Размеры 350х203х356 мм.
За: Быстрое, динамичное и подробное звучание во всем диапазоне.
Против: Склонны гудеть, не обладают достаточным разделением по планам.
Вердикт: AU162 неплохо работают вплотную у стен, а значит, подойдут тем, кто стеснен в жилплощади и не может позволить себе купить напольные колонки.

ЗНАКОМСТВО. Компания Unisound со штаб-квартирой в Калифорнии с 1988 года была известна лишь узкому кругу профессионалов. На рынке домашних систем она новичок. И тем не менее, за 4 года фирма сумела поставить на конвейер около 20 различных моделей АС, которые теперь пользуются неплохим спросом.
Unisound начала восхождение на «CES'2000», где ее продукция привлекла внимание качественными головками, тщательностью сборки и сравнительно невысокой ценой. Такого сочетания факторов удалось достичь благодаря разделению производства: самые ответственные компоненты делают в Гамбурге, а сборочные цеха располагаются в одной из провинций Китая.
Мониторы AU162 с виду не дешевые. Очень качественно изготовленный корпус отделан натуральным шпоном. Его стенки неплохо задемпфированы, но звукопоглотителя внутри - кот наплакал.
На передней панели красуется 16-сантиметровый драйвер с передовым диффузором из кевлара и классический открытый твитер с шелковым куполом диаметром 25 мм. Магнитная система каждого динамика, если заглянуть в порт фазоинвертора на задней панели, внушает должное уважение. Именно им колонки обязаны своим более чем солидным весом - по 10 кг каждая. Однако немного разочаровывает то, что конструкторы не предусмотрели на задней панели раздельных ВЧ и НЧ-клемм.
СЛУШАЕМ. Сразу обращает на себя внимание приличная, я бы даже сказал высокая, чувствительность этих систем и заметный «горб» в низкочастотной области. Поэтому пришлось немало времени потратить на борьбу с гудением.
Мы долго двигали колонки по комнате, меняли высоту установки, затыкали им фазоинверторы, но оптимальный вариант оказался несколько неожиданным. Достаточно придвинуть мониторы вплотную к стене, оставив дистанцию всего в несколько сантиметров для того, чтобы порт еще как-то мог «дышать». Вот тогда-то бас и выравнивается - неприятное гудение где-то на 70 - 80 Гц сходит почти на нет, а звуки ниже этой частоты даже слегка усиливаются. Скорее всего, именно на такую установку (в быту довольно распространенную) инженеры и рассчитывали.
Что в активе? Ровная и выразительная нижняя середина. Голоса «телесны» и естественны, звучание плотное, динамичное, быстрое. Иногда - даже с избытком темперамента. Легкий кевлар выдает напористый драйв, но в более высоком диапазоне звучит, однако, ярковато (все-таки зря сэкономили на звукопоглотителе!).
Качество верхнего диапазона вполне соответствует цене колонок - особого романтизма и утонченности нет, но отчетливость имеется. К тому же верх достаточно ровен и воздушен - есть лишь небольшие намеки на окрашенность.
Не выстроилась звуковая сцена. Пространственные реверберационные составляющие сидят внутри колонок. Локализация верная, но слегка размытая. А больше всего расстроила плоская в глубину сцена. Разумеется, поставив колонки вплотную к стенам, мы не ожидали, что свершится чудо - глубина в таких случаях уходит, и здесь так и случилось. Но даже если отодвинуть колонки от стен, заметного преображения сцена не претерпевает - да, что-то там появляется где-то вдалеке, но разделение по планам все равно оставляет желать лучшего. Наверное, специалистам Unisound еще стоит поработать над согласованием пищалки с басовиком и обеспечить колонкам не только гладкую частотную характеристику, но и фазовую.



Последняя фаза.

Мы присудили Grand Prix системам, которые, обладая отличным звучанием меньше всего доставят хлопот по настройке своему хозяину, а «Рекомендации» - тем колонкам, что при известной изобретательности и пытливости способны показать отличный звук.
Итак, Ruark Epilogue II – без малейших сомнений, высшая награда. Это аудиофильские системы, которые могут стать первым шагом к покорению вершин совершенства. Ближайшая из них – покупка достойного сабвуфера им в подмогу.
На звание аудиофильских систем претендовали и Monitor Audio Silver S2 (именно они и были главным конкурентом), но доставшиеся нам образцы показали, что техника этой британской марки требует тщательной проверки еще на этапе покупки, так что пока – лишь «Рекомендация».
Вторую «Рекомендацию» даем американским AAD S-1 – за интересный дизайн и хороший, пусть даже немного «театральный», звук. Их можно брать с таким расчетом: сейчас – для стерео, завтра – для отличного домашнего театра.
Детище Klipsch, патриарха американской аудиоиндустрии, держалось молодцом, но, по правде говоря, RB-25 по точности воспроизведения не дотягивает до остальных систем в нашем тесте. Их ценовой сегмент – до 450 долларов. В этой группе они прозвучат так, как никто другой.
Что же касается Unisound AU162, то здесь мы лишь слово в слово повторим наш окончательный вердикт: неплохо работают вплотную у стен, а значит, подойдут тем, кто живет в малогабаритных квартирах, а потому ограничен в выборе.

Семь раз отмерь


На этот раз все тестируемые АС оказались очень схожими по конструкции. Они фазоинверторного типа с примерно одинаковым объемом корпуса (за исключением, пожалуй, Ruark). Но, как показали лабораторные испытания, характеристики у них, а стало быть, и характер звучания, сугубо индивидуальны.
Измерения проводились в помещении, где была смоделирована акустика средней жилой комнаты, с помощью компьютерного комплекса Clio и программы Clio Win. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 см от фронтальной панели АС при амплитуде сигнала 2,83 В. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидба-совой головке (ближнее поле), после чего обе кривые объединялись. АЧХ на оси показана синим цветом, а при отклонении 15 и 30 град. - фиолетовым и коричневым соответственно. Характеристика порта приведена отдельно (черная кривая), поскольку его влияние на общую картину очень зависит от положения АС относительно стен и предметов мебели.


AAD S-1


Рис. 1. Зависимость модуля полн. сопр. AAD S-1 от частоты.
Единственные 8-омные колонки среди всех испытуемых. Точнее, 9-омные, поскольку именно это значение импеданса является минимальным (частота 180 Гц). Эти АС не потребуют от усилителя большого тока, но нужно принимать во внимание, что для достижения того же звукового давления на 8-омных системах требуется вдвое большая амплитуда, чем для 4-омных. Фазоинвертор настроен на частоту 40 Гц, что довольно низко для столь небольшого объема. Разделение полос происходит на 960 Гц, и это уже совсем необычно, ведь небольшая титановая пищалка при этом должна работать как минимум с 900 Гц.






Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика AAD S-1.
Видите, как все непросто. Мидбас уверенно работает где-то до 1300 Гц, а затем его АЧХ резко падает. Твитер подхватывает эстафету, но на нулевой уровень выходит лишь на частоте 6 кГц. Таким образом, между этими отметками наблюдается неравномерность характеристики до 6 дБ, которая может привести к некоторой тусклости звучания медных духовых и ударных инструментов. Зато каков верхний диапазон! Подъем на 18 кГц почти на 7 дБ даст очень звонкое серебро с хорошей дисперсией, поскольку поведение кривой не зависит от угла отклонения от оси. Учитывая заметное ослабление ВЧ в жилой комнате, такой акцент может оказаться даже кстати.
Бас у AAD S-1, судя по всему, тоже хорош - спад АЧХ до -3 дБ происходит на частоте 50 Гц, что чаще встречается у напольных АС, чем у полочных. Чувствительность средняя, около 86 дБ (к полученному из графика значению 83 дБ нужно прибавить еще 3 дБ, т.к. колонки 8-омные).

Klipsch RB-25


Рис. 3. Зависимость модуля полн. сопр. Klipsch RB-25 от частоты.
Минимальное сопротивление этих АС около 3,6 Ом (на 200 Гц), что очень близко к заявленному номиналу. Фирма исторически разрабатывает акустику для работы с ламповыми усилителями, но, похоже, в новой серии уже учитываются современные реалии. Неизменен лишь рупор Tractrix, в который помещена пищалка. Фазоинвертор настроен на частоту 60 Гц. Полосы делятся на 4 кГц, что вполне объяснимо - легкая титановая пищалка вряд ли сможет работать на более низких частотах. Высокий пик (35 Ом) говорит о применении простейших фильтров первого порядка. Это стало возможным благодаря наличию рупора, который, по сути, является механическим фильтром.





Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика Klipsch RB-25.
Сразу бросается в глаза высокая чувствительность АС - почти 93 дБ. Неравномерность АЧХ не очень велика, но есть два существенных провала на частотах 2800 и 17500 Гц, причем последний достигает 20(!) дБ при отклонении от оси на 30 град. Это явное влияние рупора, характеристика которого приведена на графике зеленым цветом. Обратите внимание, что, когда рупор работает один, он воспроизводит частоты от 2600 Гц, а вместе с мидбасом - с 2800, так что первый провал получается за счет фазового взаимодействия (точнее, противодействия) двух излучателей. Титановый твитер имеет ярко выраженный пик на 20 кГц, правда, с резким спадом до этой частоты. Диаграмма направленности этих АС очень широка, поскольку кривые 0 и 15 град, практически совпадают. При больших отклонениях возможен заметный спад на ВЧ.
Бас передается «в ноль» на отрезке 50-150 Гц, так что с воспроизведением краев звукового диапазона у RB-25 проблем не будет.

Monitor Audio Silver S2


Рис. 5. Зависимость модуля полн. сопр. Monitor Audio Silver S2 от частоты.
В комплекте этих АС есть поролоновые заглушки для порта фазоинвертора, поэтому мы сняли характеристики с закрытым (коричневая кривая) и открытым (зеленая) портом. В первом случае частота резонанса системы 70 и 40 Гц соответственно. Закрывать порт имеет смысл в том случае, если комната начинает гудеть на нижних частотах или не удается поставить колонки на достаточном удалении от стены. Минимальное сопротивление колонок - 4,1 Ом (160 Гц), так что любой нормированный на это значение усилитель отлично с ними споется. Разделительный фильтр настроен на частоту 1650 Гц и, судя по конфигурации горба, имеет дополнительные корректирующие цепочки. В целом Silver S2 - легкая и предсказуемая нагрузка.





Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика Monitor Audio Silver S2.
При снятии АЧХ этих колонок обнаружилась любопытнейшая вещь - сильное фазовое взаимодействие излучателей, из-за чего на частоте 3200 Гц получился провал 22 дБ (светло-коричневая кривая). Так бывает, если используются фильтры второго порядка, а головки включаются синфазно. Чтобы проверить это предположение, снимаем перемычки и соединяем клеммы крест-накрест, т.е. + твитера с - мидбаса и наоборот. После этого АЧХ радикально улучшается (синяя кривая).
Если не принимать в расчет этот казус, Silver S2 очень хороши. Дисперсия просто идеальна, кривые 0 и 15 град, полностью сливаются, и лишь на 30 град, заметно небольшое расхождение. Это обещает широкую зону стереоэффекта и четкую сцену. Еще один очевидный плюс - чувствительность около 91 дБ без ущерба для частотной характеристики. Зеленая кривая показывает АЧХ системы на нижних частотах с вставленной заглушкой, при этом излучение порта (черная кривая), разумеется, отсутствует. И снова пик на ВЧ (17500 Гц), характерный для металлического купола.







Ruark Epilogue II


Рис. 7. Зависимость модуля полн. сопр. Ruark Epilogue II от частоты.
При довольно малом объеме (эти АС самые компактные в нынешнем тесте) фазоинвертор настроен на 47 Гц. Номинальное сопротивление 6,2 Ом, и «иже этого значения оно не падает во всем диапазоне частот. Полосы делятся примерно на 2 кГц, из-за довольно сложной схемы кроссовера (в него, по-видимому, введены корректирующие звенья) точное значение по графику определить невозможно. Очень аккуратные и сбалансированные колонки, способные работать с любым усилителем.







Рис. 8. Амплитудно-частотная характеристика Ruark Epilogue II.
Несмотря на низкую частоту настройки фазоинвертора, спад по -3 дб наблюдается на частоте 70 Гц. Чудес не бывает - столь малолитражным колонкам обязательно понадобится помощь сабвуфера. Зато все, что выше 100 Гц, воспроизводится безукоризненно, если не считать седловины на участке 1-6 кГц. Резонансные пики на высоких частотах отсутствуют, поскольку в Epilogue II используются пищалки с тканевым куполом. Чувствительность АС приближается к 90 дБ, что значительно упрощает выбор усилителя. Диаграмма направленности в горизонтальной плоскости широкая, поэтому колонки не придется тщательно выставлять для получения правильной стереокартины.

Unisound AU162


Рис. 9. Зависимость модуля полн. сопр. Unisound AU162 от частоты.
Частота резонанса системы 60 Гц, и ее для данного объема можно считать оптимальной. Сопротивление на редкость ровное, номинальное значение - 6,2 Ом, оно же и минимальное. Это значит, что усилитель во всем диапазоне частот будет отдавать в нагрузку одинаковый ток, что благоприятно скажется на звучании. Центральную частоту кроссовера на глаз определить сложно, она лежит в промежутке 1-2 кГц. По-видимому, здесь тоже введены цепочки частотной и фазовой коррекции.







Рис. 10. Амплитудно-частотная характеристика Unisound AU162.
Довольно ровная характеристика получена стыковкой излучателя и фазоинвертора с минимальным зазором. Спад звукового давления на 3 дБ происходит на частоте 90 Гц, и прямо в этой же точке АЧХ мидбаса пересекается с АЧХ порта. Так что с басом у «Юнисаундов» все в порядке, а вот дальше начинаются небольшие проблемы. Обратите внимание на «горб» в районе 600-900 Гц. Это ящичные призвуки, которые могут быть заметны на слух. На участке 1-7 кГц наблюдается глубокий провал с двумя узкими щелями на частотах 2800 и 4300 Гц. Спад АЧХ обусловлен фазовым взаимодействием головок на стыке их рабочих диапазонов. Учитывая опыт, полученный при измерениях Monitor Audio, можно посоветовать изменить полярность пищалок в обеих колонках. К сожалению, у AU162 всего две клеммы, поэтому придется лезть внутрь корпуса. Мы на это, честно говоря, не решились.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!