0

Сравнение

VIP Club

Интегральный усилитель Ayon Triton III

Автор статьи: Лопаков Алексей
11.03.2014 3121 0

Этот внушительный аппарат логичнее было бы назвать Triton III V.2 — хотя он и собран на том же шасси, что и уже знакомый нам «Тритон» третьего поколения, разница всё же есть. Причём для любителей лампового звука она может оказаться весьма существенной — в новой версии вместо лучевых тетродов КТ88 в выходных каскадах установлены более мощные KT120.

Производитель: Ayon Audio (Австрия) www.ayonaudio.com  
Входы: 3 Line (RCA), Direct (RCA) и Balanced In (XLR) 
Выходы: Pre Out (RCA) II 
Сопротивление по входам: 100 кОм II 
Входная чувствительность: 350 мВ II 
Выходная мощность: в триодном режиме 2 х 60 Вт, в пентодном режиме 2 х 100 Вт II 
Полоса пропускания тракта: 8 — 70000 Гц II 
Амплитуда шума на выходе: 3 мВ II 
Отношение сигнал/шум: 95 дБ II 
Глубина обратной связи: 0 дБ II 
Потребляемая мощность: 280 ВА II 
Габариты: 510 х 420 х 250 мм II 
Масса: 45 кг II 
Цена: 402000 руб.


Компоненты

CD-проигрыватель Primare CD22
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 
Кабели межблочные Cardas Cross RCA 0,75 м
Кабели акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м  
Кабели сетевые Physics Style PW-Reference 
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 

Музыка, которую мы слушали

Tutti «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
The Hot Club of San Francisco, «The Lady in Red». Clatity Recordings, 1999
«Naim Sampler #8». Naim Label, 2013


Согласно спецификациям, пара KT120 может выдать в нагрузку до 150 Вт, так почему же мощностные параметры нового «Тритона» такие же, как у предыдущей версии — 2 х 60 в триоде и 2 х 100 в пентоде? Ответ может быть только один — австрийских инженеров интересовали не столько количественные, сколько качественные показатели звучания. Как известно, ламповые усилители проигрывают транзисторным в токоотдаче, способности справляться с низкоомной и «тугой» акустикой. И, по всей видимости, мощность КТ120 была трансформирована не в напряжение, а в ток. Это, кстати, не потребовало радикальных изменений в схеме — повышения анодного потенциала, применения более «размашистого» драйвера и т.д. Вот почему и внешне (если не присматриваться к выходным лампам), и концептуально обе модели абсолютно идентичны. В каждом канале по четыре мощных тетрода, параллельно работающих в двухтактной схеме. Причём при переключении из триодного режима в пентодный мощные лампы не выходят из класса А, в котором искажения минимальны. Как и в других усилителях Ayon, здесь нет общей обратной связи, что для пентодной схемы довольно смелое решение. Ещё одна принципиальная вещь — построение двухтактных выходных каскадов с доминирующими чётными гармониками. При таком раскладе, считают разработчики, восстанавливается исходный спектр искажений музыкального сигнала, который в процессе записи, микширования, мастеринга и т.д. обогащается нечётными, неприятными для слуха составляющими.

Все лампы в Triton III — российского производства, даже KT120 с фирменной маркировкой Tung-Sol. Особенно брутально смотрятся наши октальные пентоды 6Ж8 в металлических баллонах, явно из старых стратегических запасов — такие уже лет 30 не выпускаются. В триодном включении, кстати, на них получается отличный драйвер с высокой нагрузочной способностью. Предварительное усиление обеспечивается парой двойных триодов 12AU7. Все лампы тщательно отбираются по пяти параметрам — току анода, крутизне характеристики, утечке между катодом и подогревателем, глубине вакуума и микрофонному эффекту. Экземпляры с близкими характеристиками составляют пары и квартеты, поэтому при установке ламп (они прикладываются в индивидуальной упаковке) в панельки нужно строго придерживаться карты в инструкции.

В ламповых усилителях большой мощности серьёзной проблемой становится надёжность, поскольку высокие анодные напряжения и токи снижают ресурс ламп. Но при грамотном использовании они могут работать многие и многие годы. Забота о них в усилителях Ayon поручена специализированному микропроцессору, который отслеживает и оптимизирует режимы, не допуская перегрузки. При включении анодный потенциал подаётся после полного прогрева катодов, а сигнал на выходе появляется, когда каскады выйдут на рабочие режимы. Для установки смещения KT120 сзади имеется кнопка и восемь светодиодов — по одному на каждую лампу. Разъём USB — сервисный, для диагностики микропроцессора и обновления прошивки, а вовсе не для флэшки с аудиофайлами.

Селектор входов рассчитан на пять источников, причём один из них может быть с балансным выходом. Предусмотрено включение «Тритона» в тракт с внешним предусилителем или процессором через вход Direct в обход коммутации и регулятора громкости. В комплекте — миниатюрный, но довольно тяжёлый пульт ДУ, с которого доступны все настройки, кроме переключения «триод — пентод».

Трансформаторы — сетевой и пара выходных — традиционно для Ayon закрыты цилиндрическими колпаками с зеркальным хромированным покрытием. Их габариты внушают уважение и к разработчикам, которые не стали экономить на железе, и к мастерам, создавшим столь безукоризненную конструкцию. Элементы шасси филигранно выполнены из фрезерованного алюминия и анодированы в чёрный цвет. Масса усилителя тоже солидная — 45 кг.

В инструкции говорится, что усилитель начинает звучать по-настоящему лишь после 50 часов работы, я же ускорил процесс, включив на полную громкость CD со спецсигналами. Двух часов вполне хватило, после чего начал слушать, выбрав режим «Т» (триод). В таком варианте частично падает мощность, но и выходное сопротивление тоже, соответственно, улучшается демпфирование акустики. Это, кстати, ощущалось по передаче удара — он был резким, быстрым, с потрясающей энергетикой. На мой взгляд, главное достоинство мощных ламповых усилителей — правильное масштабирование картины, в которой мелкие нюансы не скрадываются и не укрупняются, а высокий динамический потолок позволяет легко и непринуждённо передавать мощные пиковые уровни. Причём Triton III соблюдает эти пропорции на любой громкости, ограничения сверху не замечаешь, по всей видимости, из-за мягкого клиппи-рования выходных каскадов. И это при работе с 4-омной акустикой, т.е. в самом тяжёлом для усилителя режиме. Соответственно, очень натуральны динамические переходы, благодаря чему звучание воспринимается цельным и плавным. Тональный баланс выдержан строго, но нейтральным звучание я бы не назвал. Спектр инструментов, особенно в среднем диапазоне, чрезвычайно богатый, можно сказать, даже праздничный. Окраска при этом минимальна, жёсткость отсутствует вообще при предельно высокой общей контрастности. Единственное, что стало некоторым контрапунктом общему впечатлению — некоторая гулкость в самой нижней октаве, которую никак не отнесёшь на счёт особенностей акустики или помещения. Замечу, что это не слишком обременительная плата за отсутствие общей обратной связи, зато выигрыш налицо — открытое, свободное, динамичное звучание и высокая разборчивость даже на сложных оркестровых произведениях.

В пентоде, как ни странно, отмеченный эффект не стал заметнее, более того, он почти полностью маскируется заметно возросшей динамикой, в т.ч. и в нижнем регистре. Бас стал шустрее, да и звучание в целом как-то раскрылось, появилось больше воздуха. А вот мнимые образы показались менее телесными и плотными. Зато — полёт, полная свобода, явно раздавшийся масштаб картины...

В общем, Ayon Triton III в новой версии — усилитель мощный и музыкальный, хорош для разных жанров и может приспосабливаться к индивидуальным вкусам владельца. Субъективно по динамике заметно превосходит транзисторные аппараты той же мощности, да и по тембральному разрешению переиграет большинство из них.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!