0

Сравнение

VIP Club

«Здесь сильно штормит...»

Автор статьи: Бабахов Сергей
27.10.2014 1882 0

CD-проигрыватель StormAudio CD100 | Полный усилитель StormAudio IA2.120

Количество французской аудиотехники на российском рынке, как мне кажется, всегда было обратно пропорционально ее популярности. Другими словами, нас ею никогда особенно не баловали, а вкус «запретного» плода известен с детства. Продолжить «дегустацию» предлагает даже не молодая, а откровенно юная компания StormAudio, расположенная в городке Лаваль, префектуре департамента Майен, который, в свою очередь, относится к региону Земли Луары. Что характерно, оттуда же родом Анри Руссо и Альфред Жарри, так что с творческой составляющей у этого производителя всё должно быть в порядке. Как оказалось, не подкачала и техническая часть.

А началось всё со встречи в 2004 году Жерара Жамбона и Винсента Тамисье, преподавателей высшей инженерной школы ESTACA. У первого к тому времени за плечами было 30 лет увлечения качественной аудиотехникой, а второму не исполнилось и тридцати (правда, он уже успел защитить кандидатскую по электротехнике). Всего год спустя они получают первый совместный «аудиофильский» патент, а еще через год, при поддержке брата Винсента, Жака-Оливье, основывают компанию StormAudio. Начинаются кропотливые исследования и эксперименты. К сожалению, в самом начале 2009 года, в возрасте Христа, трагически уходит из жизни Винсент Тамисье. Однако оставшиеся компаньоны решают продолжить начатое и уже к весне получают поддержку компании OSEO. Через год появляются первые серийные продукты — интегральные усилители серии Vertigo, модели V35 и V55, отличающиеся друг от друга, по сути, только мощностью, а от всех остальных моделей на рынке — оригинальной технологией StormFocus.

При «просадке» сопротивления нагрузки в усилителе напряжения возникает нужда в дополнительном токе, а при увеличении сопротивления нагрузки в усилителе тока — требуется дополнительное напряжение. Еще один очевидный момент: идеальный усилитель напряжения обладает стремящимся к нулю выходным сопротивлением, в отличие от бесконечно большого выходного сопротивления усилителя тока. Технология StormFocus объединяет в рамках одного аппарата звуковые достоинства обоих подходов. По данным производителя, это достигается за счет введения в схему переменного сопротивления последовательно с выходным каскадом и одновременной коррекции коэффициента усиления, дабы избежать вариаций уровня выходного сигнала. Очевидно, что подлинно научное объяснение данной методики прозвучало бы слишком замысловато для большинства читателей, а на бытовом уровне эту регулировку можно представить как изменение величины фактора демпфирования усилителя.

CD-проигрыватель StormAudio CD100

Технические характеристики (по данным производителя)
Отношение сигнал/шум 130 дБ
КНИ, 1 кГц <0,002%
Частотный диапазон 5 Гц – 20 кГц
Выходные напряжение/сопротивление 2,5 В/220 Ом
Габариты 456 х 156 х 436 мм
Масса 16 кг

В теории практически все современные акустические системы рассчитаны на совместную работу с усилителями напряжения, обладающими высоким фактором демпфирования. Как несложно догадаться, ключевые слова в предыдущей фразе: «в теории», «практически» и «современные». Таким образом, эффективность работы этой технологии будет заметна не со всеми акустическими системами, а для некоторых оптимальным вариантом и вовсе станет «нулевое» положение регулятора, то бишь крайнее левое.

Интересно, что в серии Vertigo рукоятка StormFocus располагалась на задней панели и была проградуирована от 0 до 16 Ом, но уже на вышедшем буквально через год интегральном усилителе Revelation RI-70 перебралась на фронтальную панель, более того — стала моторизованной, для управления посредством пульта ДУ.

Полный усилитель StormAudio IA2.120

Технические характеристики (по данным производителя)
Входные чувствительность/импеданс 350 мВ/35 кОм
КНИ <0,03%
Выходная мощность, 8/4 Ом 120/240 Вт на канал
Частотный диапазон: ±1,5 дБ 3 Гц – 200 кГц –3 дБ 2 Гц – 150 кГц
Отношение сигнал/шум >105 дБ
Взаимопроникновение каналов 102 дБ
Фактор демпфирования >400
Габариты 456 х 156 х 436 мм
Масса 28 кг

На сегодняшний день, при поддержке сербской компании DMS, StormAudio предлагает широкий ассортимент кинотеатральной техники, включающий в себя целый набор различных усилителей мощности, как в традиционном классе A/B, так и в эффективном D. Кроме того, имеется уникальный AV-процессор, в ультимативной своей комплектации обеспечивающий 16 полностью независимых балансных аудиоканалов, полную поддержку 3D (в том числе и аудио в форматах DTS NeoX, AURO 3D, Illusonic и Sphere Audio), беспроводное управление по сети и многое другое. Всё это не столь уж и удивительно, особенно учитывая тот факт, что генеральным директором компании ныне является Ив Трелоан, основатель Screen Research.

Однако — и это для нас гораздо более интересно — производитель не забывает и про свои стереокорни, в результате чего на свет появились CD-проигрыватель CD100 и полный усилитель IA2.120, которые мы сегодня и протестируем.

Конструкция

Для своих относительно стандартных габаритов проигрыватель удивительно тяжел: почему так — скажу чуть позже, а пока «заглянем под крышечку». Питание поступает на сетевой фильтр Schaffner FN283-6-06, а затем на два трансформатора, тороидальный номиналом 170 ВА, а также дополнительный (вероятно, для служебных нужд), на 15 ВА. Основная плата распаяна с двух сторон, поэтому не все элементы доступны для визуализации, о некоторых приходится судить исключительно по маркировке. Так, например, меня ввело в ступор наличие на плате сразу двух ЦАПов, WM8729 от Wolfson и PCM1792 от Burr-Brown. Либо это некое универсальное решение под различные нужды — либо, что более вероятно, исходя хотя бы из топологии и логики, Burr-Brown предназначен для получения и обработки сигнала непосредственно с привода, а Wolfson обслуживает плату цифровых входов, на которой, в свою очередь, можно обнаружить USB-контроллер Tenor TE7022L и приемник Cirrus Logic CS8416. В любом случае, очевидно и более важно другое: в проигрывателе, судя по всему, отсутствует какая-либо обработка исходного цифрового сигнала, а сразу по получении осуществляется его преобразование в аналоговую форму.

Если проигрыватель просто тяжел, то усилитель, опять же относительно своих габаритов, практически неподъемен. В блоке питания можно обнаружить тороидальный трансформатор номиналом 525 ВА и банк конденсаторов с суммарной емкостью, превышающей 50 тысяч мкФ. В выходных каскадах «трудятся» четыре пары полевых транзисторов Sanken, STD03P и STD03N (160 В/15 А/160 Вт). Очевидно, что главная «примочка» аппарата — это система StormFocus, но есть и еще пара «изюминок». Тумблер питания на задней крышке — 3-позиционный, и без инструкции можно долго ломать голову над его назначением. Оказалось, что он меняет местами «фазу» и «ноль». В первом положении они имеют стандартное расположение, во втором — так сказать, «инвертированы». Любопытное, но не совсем очевидное решение, ведь никто не мешает перевернуть вилку в розетке. Если уж хотелось поэкспериментировать с сетью, то почему на второе положение тумблера было не повесить, например, разрыв «земли»? Понятно, что это противоречит европейской технике безопасности, но ведь как-то же жил без нее весь Советский Союз несколько десятков лет. Кроме сетевой «фазы», можно также инвертировать абсолютную фазу сигнала — это уже гораздо более очевидная и востребованная функция.

Мне осталось добавить, что оба аппарата снабжены оригинальными полнофункциональными пультами ДУ в металлических корпусах. Сами же проигрыватель и усилитель достались нам в отделке exclusive edition, что выразилось, прежде всего, в оригинальной серо-белой окраске, затем — в ребристых наборных боковых стенках, но самое главное — в толстых металлических верхних крышках, которые, собственно говоря, и обеспечивают основную долю массы обоих аппаратов.

Прослушивание

Существует мнение, что каждое явление проходит три стадии:
1. Этого не может быть, потому что не может быть никогда!
2. В этом что-то есть!
3. Ну кто же этого не знает?!

Сегодня новые компании появляются, как грибы после дождя. Только, учитывая размеры грибницы, им не всегда есть куда расти. Как бы то ни было, каждая начинающая компания всегда стоит перед необходимостью ломать барьер предубеждения. Тестируя несколько комплектов аппаратуры, мы добрались и до тандема StormAudio. Этот комплект значительно выделялся среди всех остальных. Его звучание с первых секунд очаровывает. Оно словно добавило красок тембрам, обрело воздушность, прибавило в эмоциях. Повеяло грозой, соленым морским воздухом, праздником рыбацкой деревушки у скалистого берега. Оно навевает ассоциации и заставляет забыть о времени. Оно делит всё на музыку — и остальное, несущественное. В таких случаях принято говорить, что аппаратура обладает хорошей микро- и макродинамикой, передает эмоциональный заряд, правильно воспроизводит интонации. Но я выражусь проще: она «цепляет» с первых мгновений и не отпускает до финального трека.

Я ставлю Phantom Limb, «The Pines». Есть в звучании StormAudio что-то утонченное. Невесомое. Легкое, как мелодия ветра в ветвях сосен, растущих на дюнах. Я слушаю трек за треком, впитывая в себя настроение, словно утренние часы выходного дня.

«The Rain Song» Led Zeppelin открывает еще одну грань «связки» Storm Audio. Совсем другая атмосфера. Амбиентность. Словно мы переносимся в иное время. Не в то, которое было, а в то, которое могло бы быть, если б однажды небесный маховик чуть сбился с такта. И сбылись бы все наши мечты, и с нами остались бы все те, кто был нам так дорог.

Воодушевленный описанием принципа работы схемы StormFocus, я пробую испытывать ее с различными акустическими системами. Опуская подробности, скажу, что в контрольном тракте мне не удалось получить убедительных доказательств преимущества установки той или иной глубины регулировки. То ли акустические системы оказались на высоте и не дали в полной мере проявиться системе во всем своем великолепии, то ли рассчитана она на работу с АС с криминально неравномерным модулем полного сопротивления... В итоге самые яркие впечатления — это звук электризованного привода потенциометра (точно так же, собственно, звучит и потенциометр регулятора громкости). Я бы ни за что не заподозрил разработчиков в некоем лукавстве. Более того, мне нравится мысль о возможности покрутить ручку улучшайзера. Это так по-русски! Вспомните всенародную любовь к эквалайзерам. Веру в идеальный кабель — межблочный, «акустический», сетевой. В волшебную заглушку. Коробейники аудио­шаманства запасливы и изобретательны. И вот наконец-то появляется технически обоснованная возможность сделать себе хорошо. Да кто ж откажется? Лично я — никогда. Но, повращав ручку «Фокуса», я устанавливаю ее в начальное положение. Больше никаких фокусов. Дальше все будет серьезно. Благо аппараты хороши и без этих чудес.

«She Fooled Me» Билли Бой Арнольда — энергичная встряска. У комплекта есть mojo. Он искрист. Энергичен. Он годится не только для вдумчивого меланхолического вечера, но и для отвязной вечеринки. Усилитель впечатляет не только своей антропометрией (читай — соотношением веса к полезному объему), но и способностью раскачивать напольные акустические системы флагманской серии и флагманской же позиции.

«When Girls Do It» Бобби Бенетта — возможность оценить разрешение комплекта. Великолепно переданы не только тембры инструментов (в том числе и духовой серии), но и самобытное звучание электрогитары, и атмосфера, и акустическая обстановка. И кстати о mojo. Кто может о нем знать лучше старины Уотерса, Мадди Уотерса? «I Got My Mojo Working», — хвастается старик Уотерс, провоцируя не то притопывать в такт, не то утереться. Эмоции в любом случае гарантируются.

ВЫВОД

Мало того, что это красивые аппараты, которые производят впечатление дизайнерской вещи, самодостаточной в своем совершенстве. Они еще и играют! И как играют! Если бы существовала номинация «За самый яркий дебют», она бы однозначно была за StormAudio. Впрочем, и старичкам я советовал бы присмотреться и насторожиться. Потому что, вопреки юному возрасту компании, ее аппараты обладают вполне зрелым и выверенным звучанием. Рекомендовано для всех стилей, направлений и времен суток. Пусть сильнее грянет буря!

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА
Акустические системы Audio Physic Cardeas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!